12 апреля. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом

12 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Читается Евангелие от Иоанна. Глава 1, ст. 35 - 42.

 

35. На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его.

36. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.

37. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом.

38. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, — что значит: учитель, — где живешь?

39. Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа.

40. Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.

41. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос;

42. и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр).

(Ин. 1, 35–42)

 

Мы с вами продолжаем изучение Священной Евангельской истории и в данной программе поговорим о встрече Господа с апостолами Андреем и Петром, опираясь на текст Евангелия от Иоанна.

На другой день после личного свидетельства о пришедшем Мессии Иоанн Креститель вновь стоял на берегу Иордана с двумя своими учениками, а Христос проходил вдоль берега. О том, что у Иоанна Крестителя были собственные ученики, известно из всех четырех Евангелий и Деяний апостолов. Но только евангелист Иоанн Богослов рассказывает, что по крайней мере двое учеников Христа были раньше последователями Иоанна Крестителя. Понимая, что его миссия завершена и побуждая своих учеников присоединиться к Христу, Иоанн Креститель, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий (Ин. 1, 36).

Называя Христа Агнцем, Иоанн относит к Нему замечательное ветхозаветное пророчество Исаии: как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих (Ис. 53, 7). Следовательно, основная мысль этого свидетельства Крестителя заключалась в том, что Христос есть жертва, приносимая Богом за грехи людей.

Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом (Ин. 1, 37). В библейском контексте глагол «слышать», как правило, имеет значение «повиноваться». Повторение свидетельства о Христе произвело на двоих учеников Иоанна такое впечатление, что они пошли за Спасителем.

Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? (Ин. 1, 38). Вполне возможно, что они были слишком застенчивы, чтобы прямо обратиться к Христу, а потому следовали за Ним на значительном расстоянии. Господь же, обернувшись, заговорил с ними.

В ответ на вопрос Иисуса они сказали Ему: Равви, – что значит: учитель, – где живешь? (Ин. 1, 38). Ученики обращаются к Иисусу, называя его Равви, что в древнееврейском языке буквально значило «учитель мой». Таким было традиционное обращение к уважаемому человеку, особенно религиозному учителю. Евангелист Иоанн писал для греков и, понимая, что они не знают этого древнееврейского слова, перевел его для них греческим словом « дида́сколос», то есть «учитель». Задавая Христу вопрос о том, где Он живет, Андрей и Иоанн давали понять, что хотят провести с ним больше времени.

В ответ Христос сказал им: пойдите и увидите (Ин. 1, 39). Иудейские раввины имели привычку употреблять эту фразу в процессе обучения. Говоря так, Христос не просто пригласил Андрея и Иоанна поговорить, но и пойти, чтобы обрести то, что только Он мог открыть им. В этом приглашении Христа можно увидеть символическое значение: Он обещает Своим будущим ученикам духовное просвещение и веру.

Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа (Ин. 1, 39). Получив разрешение следовать за Ним, они пошли за Иисусом в место Его временного пребывания, каковым, по всей вероятности, был один из множества шалашей, устроенных на берегах Иордана для размещения приходивших к Иоанну Крестителю. Иудеи начинали счет часов дня с восхода солнца или с шести часов утра, следовательно, десятый час соответствует нашему четвертому пополудни.

Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра (Ин. 1, 40). Синоптические Евангелия повествуют о братьях Петре и Андрее, ловивших рыбу на Галилейском море, как о первых учениках, которых призвал Господь. Иоанн Богослов, в отличие от других евангелистов, описывает данные события иначе. Андрей призывается первым, а уже после находит своего брата Симона и обращает его ко Христу, то есть первым из учеников Крестителя проповедует о пришедшем Мессии.

Второй ученик остается неназванным. Известно, что евангелист Иоанн, повествуя о себе, ни разу не назвал себя по имени, а только учеником. Другие евангелисты, говоря о тех же событиях, называют Иоанном того апостола, которого избегает называть по имени сам автор последнего Евангелия. Это дает нам основание считать, что этим учеником, ставшим потом апостолом и евангелистом, был сам Иоанн. Такое заключение подтверждается еще и следующим соображением: только Иоанн Богослов повествует о призвании Иисусом первых учеников настолько обстоятельно и подробно, как мог говорить лишь бывший очевидцем.

Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос (Ин. 1, 41). Имя Симон – сокращенный вариант еврейского имени Симеон (точнее Шим-Он). Греческое имя Петр является переводом арамейского слова Кифа́, означающего «камень, валун, скала». В противоположность другим евангелистам Иоанн Богослов сообщает, что Симон не был избран непосредственно Иисусом, но ему сообщил о Мессии его брат Андрей.

Говоря о Христе, Иоанн, единственный из евангелистов, употребляет еврейское слово «Мессия», давая его греческий перевод «Христос». И то, и другое означает « помазанный Богом».

Когда же Петра привели ко Спасителю, Иисус сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр) (Ин. 1, 42). Господь дает Симону новое имя – Петр. В Ветхом Завете изменение имени всегда следовало за изменением отношений с Богом. Так, например, Иаков стал Израилем, а Аврам – Авраамом. Вступая в новые отношения с Богом, человек как бы вступает в новую жизнь, он становится новым человеком, и потому ему дается новое имя. Взглянув на Петра, Христос увидел в нем не только рыбака-галилеянина, но также и камень – один из первых в величественном здании Церкви.

 

А сейчас пришло время ответить на один из вопросов, который звучит так: «В чем суть притчи о талантах, когда у одного один талант, а у другого десять?» (Евгения Радько).

Под талантами следует понимать различные дары, получаемые человеком от Бога: душевные качества, способности, положение в обществе, материальное богатство и прочее, что может послужить Богу и ближним. Суть же притчи заключается в том, что получающий от Господа больше талантов должен употребить их на совершение богоугодных дел. Бог всеведущ и знает, сколько нужно даровать человеку в зависимости от его душевного устроения. И поэтому иной получает больше, а иной меньше.

Нам же, дорогие братья и сестры, следует помнить, что каждый из нас наделен от Господа высочайшим талантом – божественной способностью любить. Эту любовь к Богу и ближним нам следует особенно бережно взращивать в себе, старательно приумножая. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать