Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 15, ст. 32 - 39
32. Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге.
33. И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа?
34. Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок.
35. Тогда велел народу возлечь на землю.
36. И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу.
37. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных,
38. а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей.
39. И, отпустив народ, Он вошел в лодку и прибыл в пределы Магдалинские.
( Мф. 15, 32-39)
Евангелист Матфей повествует о чудеснейшем, невероятном событии насыщения огромного числа людей - четырех тысяч - семью кусками хлеба и несколькими рыбками. При внимательном чтении Евангелия можно увидеть параллельное событие - насыщение пяти тысяч человек, это знаменитое повествование, за которым следует хорошо известная беседа о хлебе жизни, изложенные евангелистом Иоанном Богословом.
Некоторые толкователи Писания полагают, что насыщение четырех и пяти тысяч человек - различные версии одного и того же события. Это не совсем верно: они происходят в разное время, первое - весной, второе – летом, различаются люди и места. Внимательное чтение сегодняшней главы показывает, что Господь в это время пребывает в Десятиградии (Декаполис по-гречески), свободном объединении десяти независимых греческих городов. Соответственно, во время чудесного насыщения, о котором мы читаем сегодня, присутствовало огромное количество язычников. Этим фактом можно объяснить фразу из предшествовавшего 31-го стиха 15-й главы, где говорится, что народ прославлял Бога Израилева: сами иудеи не могли бы говорить о себе и своем Боге в третьем лице. Это говорит о том, что милосердие и сострадание Христа касались не только богоизбранного народа. Новый Завет - это завет Бога с человеком, где двери Царства Небесного, реальность и возможность богообщения открыты для каждого человека.
Господь пришел призвать и спасти погибающих, пришел ради спасения всего человечества вообще, независимо от национальности или цвета кожи. И сегодняшний евангельский отрывок еще раз косвенно открывает нам эту глубокую истину Божию, которая проходит через весь Новый Завет и является основанием всего, что совершает в этом мире Господь. Это событие является неким символом и предвестием того, что хлеб жизни предназначается не только для иудеев, но и для язычников, которые также должны иметь часть с Тем, Кто является хлебом жизни. Здесь снова параллель с Евангелием от Иоанна, где после совершения великого чуда насыщения описана важнейшая беседа о хлебе жизни, которой нет в других Евангелиях. Ее можно назвать богословием Таинства Евхаристии: Сам Господь говорит о Себе как о хлебе жизни, о Том, Кто дает жизнь. Мы открываем для себя простую истину, что Господь дает эту жизнь и ждет в Своем Царстве рядом с Собой все народы, всякого человека.
Содержание сегодняшнего рассказа по композиции схоже с описанием события о насыщения пяти тысяч человек: было множество народа, Господь сжалился над ним, хотя Сам наверняка испытывал усталость и сложности, как и любой на Его месте. Для Христа человек никогда не был помехой, каким бы тот ни был: убогим, калекой, бесноватым или голодным - человеческая нужда всегда была для Него на первом плане. Господь сжалился над народом и говорит ученикам, что не хочет отпустить людей голодными и нужно их накормить, а ученики резонно отвечают, что в пустыне не найти столько пропитания, чтобы насытить всех. Христос спрашивает: «А что есть у вас?» - и они отвечают: «Семь кусков хлеба и немного рыбы». Что можно сделать с тем, что они имели? Ничего, потому что накормить народ таким количеством хлеба и рыбы невозможно, сами ученики не смогли бы ими насытиться. Но Господь благословляет то, что есть, передает ученикам, они раздают народу, и оказывается, что еще набралось оставшихся кусков хлеба семь полных корзин.
Необычайное чудо, которое показывает нам, что в руках Божиих даже самые незначительные, на наш взгляд, способности или таланты могут принести огромную пользу. Каждый из нас может сказать: «Что я могу сделать? Я человек, не способный к какому-то делу или труду, и сам по себе не смогу совершить что-либо продуктивное и созидательное». Но Господь говорит по-другому: «Что есть у тебя, чем ты обладаешь, принеси это ко Мне, и Я твоими руками совершу невероятные чудеса и знамения». И Господь совершает чудо насыщения руками Своих учеников. На это следует обратить особое внимание. Часто мы можем молиться Богу, ожидая, когда же Он поможет, но не обращаемся при этом к ближним. Мы сами должны быть теми учениками, которые раздают хлеб Божий.
Мы, христиане, приняли свет Христов и должны стать неким чудом для окружающих нас людей. Мы ученики Христовы, и Господь так же посылает нас в этот мир и говорит: «Возьмите то, что есть у вас, и раздайте людям», чтобы мы тоже накормили людей не в буквальном, но в духовном смысле: стали такими учениками, которые видят нужду народа. Увидев толпы людей, Господь сжалился над ними и произнес: «Жатвы много, но делателей мало». Всякий христианин призван быть делателем: взять хлеб Божий и принести его нуждающемуся человеку.
В конце отрывка говорится о семи полных корзинах с оставшимися кусками хлеба. Господь всего дает в изобилии, но мы должны этим изобилием распоряжаться тоже правильно: нельзя все бросить или необдуманно растратить. Вот о чем мы читаем сегодня и к чему нас призывает Господь. Храни вас Господь!
Священник Даниил Рябинин
Расшифровка: Елена Кузоро
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Евангелие 28 апреля. Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
Читаем Апостол. 28 апреля 2024
Церковный календарь 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье
День ангела. 28 апреля
Этот день в истории. 28 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!