1 апреля. Да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего

1 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Читается Евангелие от Матфея. Глава 2, ст. 13 - 15.

 

Мы продолжаем изучение Священной Евангельской истории и в данной программе поговорим о бегстве Святого семейства в Египет, которое описывает на страницах своего Евангелия Матфей.

13. Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.

14. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,

15. и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.

(Мф. 2, 13–15)

Хотя волхвы не встретились с Иродом и не сообщили ему, где именно находится новорожденный, опасность не миновала. Поэтому Иосиф во второй раз получает во сне откровение: ему является   Ангел Господень   и велит бежать   в Египет,   спасая Ребенка и Его Мать. Египет, некогда страна рабства и угнетения, со временем стала местом, куда израильтяне бежали, чтобы избавиться от опасности.

В озьми Младенца и Матерь Его (Мф. 2, 13) – в данном Евангелии Мария больше не будет называться по имени. В древности в Израиле существовала традиция называть мать по имени сына – такое обращение было почетным.

Иосиф встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет (Мф. 2, 14) Возможно, он отправился в путь   ночью   для того, чтобы его бегство не было замечено или же потому, что решил исполнить повеление Ангела сразу после пробуждения, не дожидаясь утра.

На протяжении столетий, когда какая-либо опасность, например гонения, делала жизнь иудеев невыносимой, они искали убежище в Египте, а потому в каждом египетском городе была иудейская колония. Именно поэтому в минуту опасности, грозившей Святому семейству, Ангел Господень направляет их в Египет, где они могли встретить иудеев практически в любом селении.

Евангелист ничего не говорит о том, в каком селении проживало Святое семейство, пребывая в Египте, но указывает время его возвращения на родину: и там был до смерти Ирода ( Мф. 2, 15 ). С огласно Иосифу Флавию, Ирод умер в 750 году от основания Рима, то есть в 4 году до н. э.  

Да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего ( Мф. 2, 15 ). Евангелист видит в возвращении Богомладенца Христа из Египта исполнение пророчества Осии, записанное в 11-й главе его книги. Пророк вспоминает прошлое, а не предрекает будущее: Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего (Ос. 11, 1). Недаром в греческом тексте Септуагинты вместо сына Моего стоит «детей его». Современного читателя это может смутить, но мы должны помнить, что в древности практика цитирования была не такой, как это принято сейчас: тогда контекст обычно не учитывался, важно было найти в Писании какой-то текст, в котором были нужные автору слова.

Таким образом, евангелист видит в Иисусе Христе представителя народа, в личности Которого воплотился идеальный Израиль. Его жизнь есть повторение, кульминация, цель, завершение всей Священной истории.

Но вся эта Священная история начинается с трагических событий.

16. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.

17. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит:

18. глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.

(Мф. 2, 16–18)

Повеление убить мальчиков в возрасте до двух лет указывает на то, что со времени появления звезды до описываемых событий прошло уже около двух лет. Ирод, пришедший в еще большую ярость от того, что волхвы его обманули, решил покончить со своим соперником самым радикальным способом: уничтожить всех подходящих по возрасту детей.

Хотя Иосиф Флавий, не раз сообщавший в «Иудейских древностях» о массовых убийствах, совершенных Иродом, ни словом не упоминает об этом злодеянии царя, такое событие могло пройти и незамеченным. В Вифлееме и его окрестностях с населением примерно в одну тысячу человек детей мужского пола до двух лет не могло быть больше пары десятков. В своем труде «Толковая Библия» Александр Павлович Лопухин пишет, что «Указание в богослужебных книгах на 14 тысяч и даже на 144 000 младенцев следует считать позднейшими, ни на чем не основанными и крайними преувеличениями, возникшими, вероятно, из желания увеличить вину Ирода. Но его преступление нисколько не уменьшается и не увеличивается вследствие того, убил ли он 20 или 14 000 младенцев, оставаясь одинаково позорным и бесчеловечным и в том, и в другом случае». 

Подобные трагедии в истории израильского народа уже случались, Так в 1 главе книги Исход повествуется о приказании убивать всех новорожденных еврейских мальчиков с целью уменьшения численности евреев в Египте. Но, согласно преданиям, фараон действовал так потому, что узнал о рождении будущего спасителя Израиля Моисея.

Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Мф. 2, 17–18). Евангелист вновь использует привычную ему формулу, чтобы ввести в свое повествование цитату из пророческих книг, в данном случае из слов пророка Иеремии.

Рахиль, в переводе с еврейского «овечка», была младшей дочерью Лавана, сестрой Лии, матерью Иосифа и Вениамина, любимой женой ветхозаветного патриарха Иакова. Она умерла, когда они направлялись в город Ефрафа, который также назывался Вифлеем, и была похоронена неподалеку. Знаменитая гробница Рахили в Вифлееме существует с глубокой древности и является местом паломничества. Это место свято как для евреев, так и для христиан.

Пророк Иеремия сообщает, что гробница Рахили находится у города Рама, который расположен примерно в десяти километрах от Вифлеема. Дело в том, что город Рама имел важное историческое значение: именно там был собран народ Израиля перед переселением в Вавилон. Таким образом, пророк соединил два события, и Рахиль стала для него олицетворением всех матерей, оплакивающих изгнание своих детей из Израиля.

А сейчас, дорогие братья и сестры, наступило время ответить на один из вопросов: «Зачем люди про распятие Христа говорят Пилату “кровь на нас и на наших детях”. Зачем включать еще и детей?» (Евгения Радько).

По иудейскому обычаю, утверждая смертный приговор, судьи возлагали руки на голову осужденного и говорили: «Кровь твоя на тебе». Они делали это в знак того, что произносили правильный приговор и будут нести ответственность за смерть осужденного. Словами «кровь на нас и на наших детях» иудеи хотели сказать, что, если Христос будет распят, то они принимают на себя и на своих детей ответственность за Его казнь. Так ответила вся толпа, а не только представители синедриона. Нужно помнить, что толпа состояла из сторонников Вараввы, видевших в нем национального героя. Это не те люди, которые тысячами ходили за Господом, чтобы услышать Его и получить исцеление. Кроме того, вина лежит на лидерах народа, искусно влиявших на массовое сознание. Они обвинили Иисуса Христа в богохульстве. А каждый иудей знал, что «хулитель имени Господня должен умереть», как указывает 24 глава, 16 стих книги Левит.

Но при чем здесь дети? Понятно, что дети иудеев, как мудро замечает Александр Павлович Лопухин, были ответственны за кровь Праведника лишь настолько, насколько принимали или принимают участие в злобе своих предков против Иисуса Христа. Согласно пророку Иезекиилю, дети не несут ответственности за грехи родителей, если сами не принимали участия в этих грехах (см. Иез. 18, 20)

В годы властвующего атеизма наш народ позволил случиться трагедии поругания Христовой веры. И дабы не быть наследниками безумных поступков наших предков, нам следует через любовь к Богу и покаяние очищать наши сердца если не от крови Христа, как детям тех иудеев, то от пыли разрушенных храмов и монастырей.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать