6 апреля. Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте

6 апреля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3

На этой седмице подходит к завершению Великий пост – святая Четыредесятница. Впереди нас ожидает Страстная седмица и Светлое Христово Воскресение.

Сегодня мне бы хотелось вспомнить событие из жизни нашего Спасителя, которое предшествовало вхождению Господа в Иерусалим и дням Его крестных страданий. Это Преображение.

Данное событие нашло отражение во всех трех синоптических Евангелиях (Матфея, Марка и Луки). Мы с вами возьмем текст Евангелия по Марку.

Евангелие от Марка, глава 9, стихи 2–10

9.2. И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними.

9.3. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить.

9.4. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом.

9.5. При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии.

9.6. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе.

9.7. И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте.

9.8. И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса.

9.9. Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

9.10. И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых.

(Мк. 9, 2–10)

В Евангелии по Марку, как и у евангелиста Матфея, указывается, что описываемые события произошли по прошествии дней шести (Мк. 9, 2) после исповедания апостолом Петром Иисуса Мессией, или Христом, и «Сыном Бога Живаго» (см. Мф. 16, 16). Это произошло в Кесарии Филипповой. Как мы знаем, данное исповедание дало повод Спасителю впервые открыть истинную цель Своего мессианского служения и предсказать Свои крестные страдания, смерть и воскресение из мертвых.

Но, в отличие от Матфея и Марка, евангелист Лука указывает, что это событие произошло дней через восемь (Лк. 9, 28) после указанных ранее событий. В принципе, тут нет разногласий, как на это указывал еще блаженный Иероним, уточняя, что Матфей и Марк говорят о промежуточных днях, а Лука добавляет первый и последний.

Таким образом, примерно через неделю после первого предсказания Христа о Своих страданиях и смерти взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними (Мк. 9, 2). Ни один из евангелистов не называет данную гору, но устойчивое церковное предание гласит, что ею была гора Фавор.

Стоит уточнить, что евангелисты, в отличие от авторов других повествований, где скрупулезно описаны мельчайшие детали событий, в данном случае не заостряют внимание на мелочах. Событие Преображения открывает нам иного Иисуса – и это самое важное, на это должны обратить внимание читатели. Как, к примеру, и в событии Крещения Господня, где авторы выступают не корреспондентами, ведя репортаж с места события, а иконописцами, наделяя каждое слово богословским содержанием.

Первое, на что указывают евангелисты, – это некая «высокая гора» (см. Мк. 9, 2). Гора – библейский символ встречи с Богом, место Божественного откровения. Каждому читателю Священного Писания сразу приходят на память две главные горы Ветхого Завета – Синай и Сион. Первая – как место Богооткровения, вторая – как место явного присутствия Божия. Гора – это то, что возносит Христа и учеников от земного, обыденного, если так можно выразиться, они становятся ближе к небу!

Спаситель возводит на гору Преображения только трех верных апостолов: Петра – как исповедавшего Его Христом и Сыном Божиим, Иоанна – как любимого ученика и Иакова – великого проповедника и богослова, готового вместе со своим младшим братом «испить чашу» (см. Мф. 20, 22) страданий вместе со Христом. Данные ученики – особо доверенные, упоминаются и как свидетели в другом случае: только они присутствуют при воскрешении дочери начальника синагоги Иаира.

Евангелисты описывают само Преображение практически одинаково, указывая, что Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми… (Мк. 9, 3). Белизна одежд – еще один символ, который был понятен каждому иудею. Царство Божие, Царство Мессии представлялось в качестве великого пира для праведников, где каждый будет иметь данную от Бога белоснежную одежду. Таким образом, белые одежды Христа уже указывают на то, что Иисус является неотъемлемой частью этого Царства.

Но, в отличие от Марка, Матфей упоминает и о том, что лицо Господа «просияло, как солнце» (см. Мф. 17, 2), а Лука – что вид лица Его изменился (Лк. 9, 29). Данные уточнения возвращают читателя к древнееврейской священной истории, произошедшей на ранее упоминаемой Синайской горе: Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним. И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лицо его сияет, и боялись подойти к нему (Исх. 34, 29–30). 

Слава Преображения Христа дала понять трем Его избранным ученикам, что Он является Носителем Божественной славы, которую в полноте явит уже в Своем воскресении из мертвых всему миру.

И вот, в этом сиянии явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом (Мк. 9, 4). Илия – величайший из пророков, воплощение пророческой традиции. Моисей – законодатель Израиля, воплощение закона. В представлении богословской мысли времен Христа и Моисей, и Илия были восхищенными на небо пророками. В 4-й Книге Царств так говорится о пророке Илии: В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала (4 Цар. 2, 1).

Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более (4  Цар. 2, 11–12).

Восхищение на небо пророка Илии воспринималось в богословской традиции иудеев и воспринимается некоторыми отцами и в нашей православной традиции как обетование Богом вернуть Илию на землю как предтечу Судного Дня, согласно пророку Малахии:

Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием (Мал. 4, 5–6).

В среду мы продолжим говорить о событии Преображения Господня, вспомним также и предание, сохранившееся в истории, о пророке Моисее. А завтра, в день праздника Благовещения, обратимся к отрывку из Евангелия от Луки.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​