Читаем Добротолюбие. Выпуск от 2 апреля

2 апреля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Курс ведет священник Константин Корепанов.

Мы продолжаем читать «Слово 28» преподобного аввы Исайи из первого тома «Добротолюбия». Обратимся к пятому абзацу этого «Слова».

Видишь ли, какую честь доставляет Бог подвизающимся в малое время сие, и совлекшим с себя тяготу мира чрез претерпение скорбей своих? Видишь, как помощь Божия соисходит с отсекшими хотения свои, и изглаждает в них все страсти, ради того, что они последовали воле Божией? Те же, которые удерживают свои хотения, и желают исполнять их, хотя «начинают духом», но, не могши устоять против врагов своих, по причине желания исполнять свои хотения, «скончавают плотию» (Гал. 3, 3), и делают суетным и бесплодным труд свой. За это укоряет их Пророк Иеремия, говоря: «проклят (всяк) творяй дело Господне с небрежением» (Иер. 48, 10).

Мы видим общеизвестную вещь, что своеволие губит людей. Губит даже тех, которые поначалу получают очень много благодати. Вот человек приблизился к Богу. Он пережил молитвенное озарение, вдохновение, утешение, умиление или сокрушенный плач. Его сердца коснулась благодать Божья. Он познал свои грехи. Он со слезами и рыданием исповедовал эти грехи. И перед Богом, и перед людьми раскаялся и причастился. Он испытал прикосновение Божественной любви к своему сердцу. И познал, как Бог любит всех, не только его. И умилился сердцем, и познал, что любовь Божья безгранична. И в этот момент любил всех, даже врагов своих. Это испытывали многие. И сила, или, как говорят в физике, амплитуда этого переживания, может быть у кого-то больше, у кого-то меньше. Если человек долгое время пребывает в Церкви, то он, несомненно, когда-то в начале своего пути пережил некое благодатное переживание. Некое чувство было ему известно о том, что Бог – любовь, что Бог Всемогущ; есть опыт того, что Бог бесконечен и благодать Его безгранична. Да мало ли кто как переживал это нашествие Божественной благодати...

Мы читаем об этом и в житиях святых и знаем, как это было у них. Мы не знаем ничего про не святых. Только, может быть, архимандрит Тихон Шевкунов (нынче епископ) приоткрыл завесу этой тайны своей книгой «Несвятые святые», показав, что очень многие из людей переживали такую благодать. Но они не стали святыми. Мы не знаем их в разрядах дивных молитвенников, старцев. Мы не знаем их как священноисповедников или мучеников. Да, они имели этот опыт, но потом с ними что-то произошло.

Вот об этом «что-то произошло» здесь и пишет авва Исайя. Если человек, испытав благодатное посещение, озаренный в большей или меньшей степени благодатью Божьей, вступивший в общение с Богом, творит послушание Богу дальше во все дни жизни своей, то он восходит от силы в силу. И мы видим это, читаем об этом в житиях святых. Они стали святыми именно таким образом: выбрав послушание с этого момента до скончания своих дней.

А те люди, которых подавляющее большинство, не выбирают послушание, а выбирают своеволие. И после такого Божественного посещения позволяют себе творить свою волю. Раз Бог со мной, могу я позволить себе сделать то, что я сам считаю нужным, правильным, необходимым? Я же, в конце концов, не какой-нибудь простой человек, со мной Бог, на мне была благодать, могу я сделать то, что считаю правильным и нужным? Что такого, если я вот тут разрешу себе сделать это, а вот тут, после такого великого поста ради великого утешения, неужели я не могу развлечься и отвлечься и сделать что-нибудь приятное для себя? Я же ненадолго. Я всего лишь на один вечер позволю себе расслабиться. Тяжелое время было; пост, поиск, вопль к Богу так истомили меня, что немного расслабиться не помешает, посмотреть кино или посмотреть на что-нибудь, на что смотреть не надо. Я знаю, что это запрещено, но краешком глаза можно себе позволить посмотреть. Я потом забуду это, но сейчас себе позволю.

Это маленькое отступление в угоду своим похотям, прихотям своей воли и приводит в конце концов к тому, что человек теряет эту благодать, сходит с пути, который ведет к Богу; расслабляется и вязнет в собственных прихотях, мечтах, желаниях, в глубине души сильно тоскуя по тому, что он потерял. Ибо он сознает, что потерял. Но выбраться из этого болота расслабленности, когда воля вся парализована, он уже не может, потому что он сам опутал себя своеволием, сам связал себя собственной своей волей. И способности слушаться, а порой уже даже и знать волю Божью у него уже нет.

Этот момент, это представление о том, что именно послушание является основным инструментом, благодаря которому человек и восходит к Богу, породили мысль, что лучше всего спасаться в монастыре. Потому что в монастыре все связано с послушанием. И послушание помогает избавиться от своеволия. А стало быть, даже маленькие благодатные переживания, посещения милости Божьей не пропадают втуне, потому что я, связанный послушанием, хоть маленькими шажками и меленькими ступеньками, но восхожу беспреткновенно к Богу. Потому что своеволие у меня связано.

Но это же говорит и о том, что если человек выберет все-таки послушание, если он сознает, что послушание так важно, то может спастись и вне монастыря, лишь бы он не ожесточил сердца своего и умел слышать голос Божий, который в его случае будет голосом начальника, или голосом жены, или голосом ребенка, или голосом мамы, или голосом друга, зовущего на помощь, или голосом коллеги, который просит оказать помощь или проявить милосердие, голосом нищего на паперти или голосом женщины, плачущей и жаждущей совместной молитвы и утешения. Если человек научится слышать голос Божий и не ожесточать сердца своего, то он и в миру так же беспреткновенно может восходить к Богу, как и в монастыре. Главное, понять, что послушание является именно теми ступенями, по которым восходят к Богу. И всякое своеволие отбрасывает нас глубоко вниз или далеко назад так, что мы в конце концов, если тут же не встанем и не отвергнем собственное самоволие и самомнение, рискуем так никогда и не найти дороги, ведущей к Богу.

Именно свое желание, своеволие, самоугодие являются злом в самом себе. Без всякого вмешательства врага, без всякого вмешательства сатаны, дьявола, бесов. Само по себе самоугодие, самоволие, самомнение, своеволие губят душу человеческую, потому что это и есть зло – как оно есть.

По мысли святых отцов, именно это состояние человеческого сердца и приводит к тому, что душа становится беззащитной перед лицом злых духов, духов злобы поднебесной. Они нападают на душу и, уже используя ее беззащитность, ее безблагодатность, начинают раздергивать, разрывать ее многочисленными страстями и похотями, усиливая эти похоти, культивируя эти страсти, возводя их в омерзительнейшее достоинство, величие, размеры, до которых человек сам бы никогда не дорос.

Но в основании-то всего лежит своеволие. Именно предпочтение своей воли воле Божьей и есть то, что обнажает человека для действия темных сил. Именно оно делает его беззащитным перед лицом бесов. Пока человек слушается, пока он слушает хоть кого-нибудь ради Христа (маму, папу, жену, мужа, друга, хоть кого-нибудь), у него остается степень защиты. Как только человек перестает слушаться всех, он совершенно обнажен, он совершенно брошен, злые силы могут с ним делать все, что хотят. Он в их руки предается.

Вот что делает с человеком своеволие. Потому что в моей воле нет жизни. Я не своей волей пришел в бытие. Любое бытие человеческое приведено волей Божьей в этот мир. И именно воля Божья есть источник жизни и всякого блага. Своя воля не просто несовершенна, она онтологически безжизненна. В ней онтологически нет жизни. А стало быть, своя воля есть смерть.

Многие думают, что можно исполнять желания Божьи, волю Божью (и это хорошо); можно творить волю бесовскую – и это плохо; но можно быть каким-то нейтральным... Нет. Нет ничего нейтрального. Только в мире людей, которые забыли о Боге и не верят в существование злых духов, возможно представление о каком-то нейтральном пути, когда я делаю что хочу и думаю, что ничего плохого в этом нет. Есть!

Она такая же воля, ведущая к смерти, как и воля бесов. Ведь именно своеволие поставило бывших ангелов в состояние бесов. Им нечего было выбирать. У них была только воля Божья. Нейтрального пути не было. Не было еще бесов, которые бы их соблазняли. Они просто выбрали свою волю. И это сделало их ангелами тьмы, бесами. Сделало их темными, падшими духами, несущими зло и разрушение. Поэтому им не надо ничего делать. Это человека послушествующего они и пытаются отвратить от послушания и заставить сделать то, что не определено послушанием, заставить сделать то, что хочется ему самому хотя бы. И когда человек делает это, он обнажается от благодати Божьей, он становится неприкрытым. Вот такого человека они соблазняют сделать или их волю, или свою собственную. А над человеком, который всегда выполняет свою волю, им даже трудиться не надо: пусть себе выполняет свою волю и делает что хочет.

Это же страшно: делать что хочешь! Это смерть. Это значит стать источником смерти не только для себя, но и для всех других людей. Именно в этом, по всей видимости, и был корень того страшного развращения людей, которое произошло накануне потопа, – именно своеволия и гордыня. Совершенная независимость всех от каждого и каждого ото всех, огромные возможности, способности и породили такое тотальное своеволие, при котором исправить уже было просто ничего нельзя.

К счастью для нас, очень трудно найти такого человека, про которого можно было бы сказать, что все мысли его во всякое время на всяком месте были злыми. Это очень трудно. Но если мы задумаемся, что значат эти слова? Это и значат (из шестой главы Книги Бытия): человек просто всегда делал только то, что он сам всегда хотел. Делайте так – и вы будете источником неистребимого зла и совершенной смерти: человек, делающий только то, что он хочет.

У известного английского писателя-апологета К.С. Льюиса есть хорошо написанный образ на эту тему в книге «Расторжение брака». Там есть такие слова: весь мир делится на две категории, на два типа людей. Одни те, которые говорят Богу: «Да будет воля Твоя», чему мы и учимся ежедневно, ежечасно, вознося Богу молитву Господню. Другие те, которым Бог говорит: «Да будет воля твоя». Это и есть смерть. Потому что в своей воле нет жизни. Жизнь есть только в воле Божьей. Сама воля Божья и есть жизнь. Исполняя ее, мы живем ею. Не исполняя ее, мы не живем. И наступает смерть.

Понятно, что в современном состоянии такого человека очень трудно найти. Каждый хоть кого-то слушается. Людей, тотально не слушающих никого, все-таки очень мало. Люди слушают политических лидеров, своих друзей, хоть кому-то они бывают послушны, хотя бы подруге, с которой они проводят сегодняшний день; или другу, который просит занять денег или просто защитить в драке; может, это будет драка против полицейских, но, идя на выручку другу, он все равно делает не то, что хочет, а то, что его попросили сделать. И это хоть как-то ограждает его душу от совершенного зла.

На самом деле, когда мы рассуждаем о своеволии, у нас сердце не трепещет. Нам не очень страшно. Поскольку, к счастью для нас, у нас очень много послушаний, очень много кого мы слушаем в своей жизни. Но очень хочется никого не слушаться. Поэтому большинство людей мечтают как раз о том, чтобы быть своевольными.

И всякие слова о том, что надо слушаться Бога или исполнять Его волю, вызывают в нас оскомину, гримасу отвращения – да сколько можно, все послушание да послушание! Где я? Где моя воля? И сколько бы святые отцы ни говорили нам о том, что надо слушаться Бога, мы не понимаем и не принимаем того, о чем они говорят. Сколько бы ни умножалось слов, сколько бы мы ни прочитали книг о пользе послушания, какие бы замечательные сказания, легенды, жития, притчи ни говорили нам, мы все равно не принимаем послушание Богу.

Но дело не в том, что немощен наш рассудок. Нет. С рассудком как раз у нас все в порядке. Мы не принимаем это по другой причине. Ведь мы на самом деле с легкостью подчиняемся кому угодно, только не тому, кому велит подчиняться Бог. Мы с легкостью подчиняемся маме, но не мужу. Мы с легкостью подчиняемся друзьям, но не жене. Мы слушаемся коллегу, но не слушаемся начальства. Мы подчиняемся священнику, которого любим, но не подчиняемся епископу, который поставил этого священника. Мы подчиняемся СМИ, тому, что они нам говорят, всему верим и делаем все, что они нам говорят. Но не подчиняемся Евангелию, которое говорит нам совсем другое.

На самом деле отдать себя в послушание для нас не проблема. Мы всегда это делаем. Поэтому такое количество увлеченных медийных персон, партий, идолов, разного рода культов, сект, гуру и прочих людей, которым тысячи людей с радостью отдают свою волю в совершенное управление. Мы готовы с легкостью пойти за кем угодно, почти не задумываясь, стоит только им заявить как-то о себе, сказать, что они готовы куда-то нас вести. И люди готовы забыть обо всем и идти куда угодно: в язычество, секту, на смерть, на суицид, на то, чтобы прыгать с девятого этажа, чтобы ложиться под поезд, под трамвай, бегать перед машинами, резать себе вены, идти в террористическую организацию, убивать тех, кого, кажется, нужно убивать. Люди с радостью отдают свою волю, с легкостью готовы отдать. Поэтому не в рассудке проблема.

Мы прекрасно понимаем это наше желание отдать свою волю, нам всем очень тяжело бремя свободы и ответственности. Всякий раз, когда нас уличают в чем-то, мы говорим: нет, я не виноват. Мы с легкостью горим, что ни в чем не виноваты. И готовы это сказать на что угодно и кому угодно, потому что именно свободы мы и не хотим. Мы хотим, чтобы за наши слова, поступки, увлечения отвечал кто-то другой. Поэтому с радостью и доверяемся другим.

Как хорошо сказал на эту тему Ф.М. Достоевский в своем романе «Братья Карамазовы» в известной легенде о Великом Инквизиторе очень точные и очень проникновенные слова о том, как люди готовы все с радостью отдать. И прежде всего собственную свободу и собственную волю вручить кому угодно, лишь бы кто-то сказал: не переживайте, мы за вас ответим, вы ни за что не отвечаете, вы ни в чем не виноваты, делайте, живите и творите все, что мы сочтем для вас правильным, нужным и полезным. На самом деле, еще раз повторю, мы не принимаем послушания Богу именно не рассудком, не разумом. Мы не принимаем этого сердцем.

Парадокс. Ветхозаветный парадокс: Израилю, которому было велено приводить своих первенцев пред лицо Бога и приносить за них жертву, чтобы выкупить их у Бога, потому что первенцы мужского пола должны были быть посвящены Богу, очень тяжело было исполнять эту заповедь. Ничего особенного. Ну что тут страшного? Ты не отдаешь ребенка Богу, ты не оставляешь его в храме, ты ничего не делаешь с собственным ребенком. Ты просто приносишь вместо него некую жертву, даже необязательно дорогую. За Христа всего лишь горлиц принесли. То есть буквально можно копеечную жертву, если нет возможности. Но надо это сделать. Но тяжело. Невыносимо трудно.

Но когда появился идол Молоха, люди стали с поспешностью и увлечением приводить своих детей для того, чтобы принести их в жертву Молоху. То есть просто предать их сожжению или еще каким-то образом пройти через разные гнусные мероприятия для того, чтобы очистить себя огнем Молоха, призвать благословение Молоха на свой род или на свою семью. Парадокс. Но люди, которым трудно было принести в жертву двух голубей, с великой поспешностью и радостью приносили в жертву собственных детей. Люди, которые ни при каких обстоятельствах не хотели спать со своими многочисленными женами, готовы были обойти полмира, чтобы совратить чужую жену только потому, что она чужая жена.

Но в этом и есть суть греха Адама – жажда сделать все наоборот, именно не так, как говорит Бог. И борьба с этим грехом, с коренным грехом непослушания Богу и строится именно в сфере послушания Богу, послушания Его заповедям, послушания начальству, послушания тем людям, которых посылает мне Бог. По-другому не бывает. Именно поэтому Христос и говорит: если не отречетесь, не возненавидите саму душу свою, не можете идти за Мной, не можете быть учениками Моими. Поэтому послушание даже для Самого Христа по человечеству является тем условием, которое ставит Его в близость к Богу. Тем более это значимо для нас.

Записала Инна Корепанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать