Читаем Апостол. 8 сентября. Так ли вы несмысленны, что, начавши духом, теперь оканчиваете плотью?

8 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Галатам. Глава 2, ст. 21; глава 3, ст. 1-7

21. Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.

1. О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?

2. Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?

3. Так ли вы несмысленны, что, начавши духом, теперь оканчиваете плотью?

4. Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!

5. Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?

6. Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.

7. Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.


(Гал. 2, 21 - 3, 7)

 

В этом отрывке апостол Павел продолжает раскрывать тему, которую уже затронул перед этим и которая волнует его очень сильно, потому что он считает, что в разрешении связанной с ней проблематики кроется истина о том, как спасается человек во Христе. Для апостола Павла принципиально важно, чтобы благодать, которой спасается человек во Христе, не была опять заменена законничеством, выполнением ритуалов, каких-то дел закона. Поэтому вторая глава заканчивается словами «не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер» . То есть апостол Павел говорит, что если бы спасение было возможно делами закона, тогда зачем умирать Христу? Получается, что Его смерть напрасна, она ничего не меняет: как было спасение через дела закона, так и осталось. Для чего же тогда умер Христос?

Конечно, апостол Павел пытается подвести галат к мысли, что смерть Христа была чрезвычайно важна: она изменила положение вещей во всей вселенной, во всем мироздании. Третью главу апостол Павел начинает с обличения, как мы уже говорили, он человек темпераментный и не стесняется иногда применять выражения строгие и даже жесткие. И здесь он обращается к галатам так: «о несмысленные галаты», а в греческом тексте это звучит гораздо жестче, он практически обзывает галат глупцами, бестолковыми людьми. Пафос этой строчки именно таков.

И далее спрашивает: «Кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?» Греческий текст лучше выражает и пафос этого выражения, приведенное в нем слово переводится как «прельщать, обольщать, очаровывать, околдовывать». То есть апостол Павел недоумевает, как галаты могли отказаться от той первоначальной вести? Это могло случиться, только если их кто-то околдовал. Разумеется, в его словах есть и ирония: он недоумевает, как - если исходить из здравого смысла и здравого учения – это вообще могло произойти? В «Радостной вести» (переводе Нового Завета, выполненном Валентиной Николаевной Кузнецовой), написано так: «кто сглазил вас», все мы знаем это слово, которое часто употребляется людьми, даже далекими от церковности. Разговоры о сглазе и порче нередки в наше время. Апостол Павел здесь иронизирует над галатами: как вы могли отказаться, остается только предположить, что имел место какой-то сглаз, колдовство, какие-то чары. Хотя, конечно, надо понимать, что сам апостол Павел не верил, что может быть что-то сильнее, чем сила Иисуса Христа.

Далее он увещевает галат: «Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?» Пришествие человека в христианство, крещение всегда сопровождалось видимыми дарами Духа Святого. Конечно, сразу встает вопрос: почему в наше время, когда крестится человек, мы не видим так явно, что на него сходят дары Святого Духа? Возможно, потому, что дары есть, но они другого характера. Может быть, в наше время не дано видеть, каким именно образом дары Святого Духа сходят на человека, а в ранние века христианства это было очень явно (мы читаем про эти дары в Послании к Коринфянам). Поэтому, когда человек крестился, Дух сходил на него вполне явственно, и к этому можно было апеллировать, как это и делает апостол Павел : «Разве, когда вы были в законе, Дух Святой сошел на вас и даровал вам различные дарования? Или все-таки через наставления в вере, через крещение вы получили Духа Святого?» Он призывает галат одуматься: «Вы получили великую благодать через веру в Иисуса Христа, а не через закон, а теперь пытаетесь уйти обратно в законническое мировосприятие, законническую жизнь».

И обращается к ним в третьем стихе: «Так ли вы несмысленны, что, начавши духом, теперь оканчиваете плотью?» То есть вы уже познали, что такое Дух Святой, что такое жизнь в Духе, во Христе, и теперь решаетесь привести свою жизнь к тому, чтобы закончить ее опять по-плотски.

«Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?» Еще один риторический вопрос, смысл которого в том, что именно Дух давал возможность совершать и видеть чудеса, но это происходило вовсе не через дела закона.

Далее, в 6-7-м стихах апостол Павел апеллирует к Ветхому Завету: «Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Познайте же, что верующие суть сыны Авраама» . Здесь говорится о том, что первым доверяющим Богу человеком в контексте библейском был Авраам, который не по делам закона был оправдан, а именно верой, вера вменилась ему в праведность. И все верующие, по мысли апостола Павла, есть те самые дети, о которых Аврааму было завещано в словах, что в нем благословятся все народы и он будет отец множества. Это множество и есть все те люди, которые способны так же, как Авраам, доверять Богу, верить в то, что Господь всегда рядом, всегда ведет по правильному пути. Поэтому все христиане, доверившиеся Христу, - это духовные дети Авраама. Эта тема будет продолжена и далее в Послании.

Напоминаю, дорогие братья и сестры, о необходимости для нас с вами ежедневно читать Слово Божие, потому что в нем заключено для нас с вами великое наставление, отрада и утешение. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать