Читаем Апостол. 8 ноября. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар

8 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Ефесянам. Глава 2, ст. 4–10.

4. Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,

5. и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены,

6. и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе,

7. дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.

8. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:

9. не от дел, чтобы никто не хвалился.

10. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.

(Еф. 2, 4 – 10)

 

Красивый отрывок, дорогие братья и сестры! Можно даже сказать, что это своего рода гимн Божественной любви и спасению, которое Бог даровал нам через Иисуса Христа.

Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас . С точки зрения христианства это очевидный тезис: Бог есть милость, Бог есть любовь, Бог есть доброта. С одной стороны, кажется, что не может быть иначе, но нужно помнить о том, что в разных религиозных традициях, языческих в том числе, и даже в Ветхом Завете Бог не в такой степени был Богом любви, как это стало в христианстве. Бог – это Судья, справедливость. Языческие боги вообще были разные: грозные, добрые, даже немного аморальные, лукавые. Но олицетворение Бога именно с безграничной любовью к миру и к человеку, наверное, в большей степени, чем где бы то ни было, позиционируется в христианстве.

Апостол Павел продолжает рассуждать о том, что Бог сотворил, что сделал, проявляя Свою любовь. Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены . Апостол Павел всегда отмечает, акцентирует наше внимание на том, что мы спасены благодатью, по дару, то есть Бог нас любит так, что дает спасение даром, оживотворяет со Христом нас, мертвых по преступлениям . Всякий человек, который не во Христе, который не получает оправдания по вере в Иисуса Христа, мертв по преступлениям. Мы с вами говорили, рассуждая над Посланием к Галатам, что человек перед лицом закона так или иначе всегда проиграет. Он ограничен, греховен, имеет падшую природу, поэтому сталкиваясь с законом, неизбежно будет совершать преступления. Закон будет просто показывать, идентифицировать те или иные человеческие проступки, грехи, ошибки. Получается, что если пытаться спастись по закону, то это будет невозможно. Мы не сможем выполнить всех требований закона, соответственно, будем преступниками, а за преступление следует наказание, по большому счету, смерть. Закон – это и обличитель, и в какой-то степени провокатор, и палач. Поэтому кто не соблюдает весь закон, тому «голова с плеч». Потому мы мертвые по преступлениям. Но нас оживотворил со Христом Бог, богатый Своей милостью.

И воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе. Очень интересно, братья и сестры, что во всех случаях употребляется прошедшее время: Бог возлюбил, оживотворил со Христом, воскресил и посадил на Небесах во Христе Иисусе. С Иисусом Христом все это действительно произошло, но мы живем здесь, на земле, совершаем грехи, еще не умерли в нашем физическом теле, соответственно, не воскресли и не сидим на Небесах. Но в богословии есть понятие о Христе как корпоративной личности. Когда Адам согрешил, то в нем согрешил весь род человеческий, в нем уже заключалось все человечество как в корпоративной личности. И так же со Христом, Бог уже объективно нам все это во Христе даровал: Он нас возлюбил, оживотворил, воскресил, посадил на небесах. Всё это с Иисусом Христом уже произошло, а значит христиане, крестившиеся во Христа Иисуса, в Нем как корпоративной личности тоже находятся на всех этих этапах с объективной точки зрения. Но есть еще и субъективная сторона: насколько каждый конкретный человек дает себе возможность быть частью этой корпоративной личности. Это уже то, что исходит от самого человека.

Объективно спасение уже пришло, Бог уже даровал его во Христе Иисусе, наша задача теперь – стать наследниками этого спасения, открыться этому спасению, потому что главный субъект спасения – Бог. Мы об этом говорили, рассуждая о Послании к Филиппийцам, где было сказано, что «Бог в нас производит и хотение, и действие по своему благоволению». Действительно, спасение в глобальном смысле слова зависит от Бога, но от нас зависит, насколько мы сможем открыться этому спасению. Бог есть Тот, Кто сеет это спасение, мы есть «почва». Наша задача – быть благодарной, плодотворной «почвой».

Дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Это та самая мысль, которая свойственна апостолу Павлу на протяжении всех его Посланий: мы благодатью спасены через веру, то есть доверяя Иисусу Христу, мы получаем благодать, благой дар Божиего спасения, а не от нас это происходит, не по человеческим усилиям. Сам человек не способен себя спасти, поэтому дается это как Божий дар, а не от дел, чтобы никто не хвалился , не подумал, что заслужил, заработал спасение. Как только человек начинает хоть чуть-чуть думать таким образом, считать, что он поможет Богу в своем спасении, спасение сразу ускользает от него. Даже думать, что Бог спасает на 90%, а человек 10% от себя добавит, – неверно: Бог спасает на 100%. Наша задача – на все эти 100% принять спасение, принять этот Божий дар. Это чрезвычайно важно понимать.

Красивое завершение сегодняшнего отрывка: Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять . Вот наш ответ: мы новое творение во Христе Иисусе, и созданы для блага, созидания, творчества, для любви, света и радости. Обновляясь во Христе, то есть становясь в Нем новым творением, мы начинаем отчетливо понимать наше предназначение, которое Бог дал каждому из нас: быть продолжателями Божественного дела здесь на земле, творить добрые дела, дела любви, милосердия, сострадания и всего того, что является неотъемлемыми христианскими ценностями.

Напоминаю о необходимости ежедневно читать слово Божие, потому что в нем великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать