Читаем Апостол. 7 января. Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа

7 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Галатам. Глава 4, ст. 4-7.

4. но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,

5. чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.

6. А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!»

7. Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.

(Гал. 4, 4-7)

 

Очень короткий, но очень торжественный и важный отрывок. Как вы догадались, читается он именно потому, что сегодня Святая Церковь празднует светлый, торжественный, всеми нами любимый праздник Рождества Христова. Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с этим праздником, который действительно занимает совершенно особое место в сердце каждого христианина. Это день, когда мы празднуем Боговоплощение, когда звучит торжественная весть, что с нами Бог.

Конечно, неслучайно в этот день читается данный отрывок. Послание к Галатам мы разбирали подробно, практически полностью, и вот сегодня наши мысли снова обращаются к нему. Начинается сегодняшний отрывок словами но когда пришла полнота времени. Напомню, что значит это понятие. Апостол Павел в Послании к Галатам очень много рассуждает о том, что изменилось с пришествием Христа, что было до и что стало после. Для того чтобы проиллюстрировать это, Павел приводит образ взросления человека. Напомню, что в древности человек считался совершеннолетним, когда наступал срок, назначенный отцом. Сейчас у нас совершеннолетие наступает у всех в одинаковом возрасте - 18 лет, а в древности было так, что отец сам назначал срок, когда сын будет считаться совершеннолетним. В определенном месте этого послания Павел пишет, что до наступления этого возраста сын ничем не отличался от раба, т.е. у него не было никаких прав. И только когда приходил срок, назначенный отцом, и наступало совершеннолетие, сын вступал в свои права, в свое сыновнее достоинство.

В греческом языке существует как минимум два слова, которые на русский переводятся одним словом «время». Одно слово – «хронос» обозначает время, заключающееся в движении минут, дней, лет, от него происходит понятие «хронология». Другое слово –«кэйрос» обозначает время в плане срока, какого-то назначенного часа.

В словах 4-го стиха когда пришла полнота времени имеется в виду именно «кэйрос»: когда исполнился срок, пришел час. Речь идет о том самом сроке, который назначил отец, в данном случае, конечно, Отец наш Небесный, посчитавший, что человечество ко времени пришествия в мир Иисуса Христа достаточно «подросло», то есть наступило время, когда можно считать человечество совершеннолетним.

И вот когда пришел срок, назначенный Отцом, только тогда Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. То есть Иисус Христос, Сын Божий, был послан именно для того, чтобы те, кто поверят в Него, получили через Него усыновление. До срока, назначенного Отцом, все были равны: и те, кто были готовы к тому, чтобы стать детьми, и те, кто не были готовы. Теперь кто-то принял Иисуса Христа и стал сыном Божиим по благодати, а кто-то не принял и остался в рабском состоянии. Вот в чем духовно-революционное значение события Боговоплощения – теперь мы не просто рабы Божии в социальном смысле слова.

Дело в том, что существуют разные понимания понятия «раб Божий». Есть чисто религиозное, библейское понятие: раб как служитель Божий. Термином «раб Божий» обозначались люди действительно великого предназначения, это могли быть цари, первосвященники, пророки, и именно в этом значении до сих пор христиане называют себя рабами Божиими. На эту тему существует очень много непонимания и спекуляций. Христиане – рабы Божии только в этом, сугубо религиозном смысле слова, то есть они служители Божии, те, кто выполняют волю Божию, какое-то особое предназначение. У каждого человека, на самом деле, есть особое предназначение.

Если мы берем параллель с социальным понятием, то апостол Павел говорит здесь прямо и конкретно: мы уже относимся к Богу не как рабы, и Бог относится к нам не как к рабам. Он относится к нам иначе, потому что во Христе Иисусе мы получили усыновление.

А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Дух Святой – третья ипостась Святой Троицы, которая обнаружила себя именно благодаря пришествию в мир Иисуса Христа. Когда Иисус Христос открыл нам возможность усыновления, то Дух Святой потом «реализовал» это в нашем сердце. Когда Иисус Христос был жив и даже когда Он воскрес и вознесся, апостолы еще не обладали полнотой внутреннего понимания происходящего. Только когда на них сошел Дух Святой в день святой Пятидесятницы (как им и обещал Учитель), это соединение со Святым Духом напомнило и обновило все то познание, которое давал Христос. Если Спаситель давал это знание с помощью слов, проповеди, Дух Святой дал апостолам понимание этой истины изнутри их сердец. Поэтому каждому, кто принимает усыновление через Иисуса Христа, Бог посылает Духа Святого, Который изнутри сердца человеческого (теперь уже христианского), вопиет к Богу «Авва, Отче!» Авва – ласкательное обращение к Отцу, вроде «батюшка» или «папенька». Для иудеев это звучит фамильярно, но как раз благодаря усыновлению через Иисуса Христа человек может так обращаться к Самому Богу.

И прекрасная мысль в заключение этого отрывка: Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа. Через Иисуса Христа мы ни в коем случае не рабы – мы дети Божии. Это надо помнить, дорогие братья и сестры, надо просто выписать себе это как лозунг. Потому что сколько непониманий, сколько спекуляций существует даже сейчас, не говоря уже о богоборчестве советского периода. Да и сейчас хватает людей, которые пытаются спорить с христианством, порой очень грубо и агрессивно, используя какие-то грязные приемы. В Интернете встречаются демотиваторы, на которых изображены одураченные люди, на коленях ползущие в сторону храма, из них специально делают рабов. Ни в коем случае это не так, дорогие братья и сестры. Истинная христианская весть заключается как раз в том, что мы уже не рабы Бога, а дети Его. Через Иисуса Христа мы дети Его и никогда другими не станем. Ребенок может провиниться, может заблудиться, может вести себя по-разному: стать алкоголиком или наркоманом, но он все равно останется ребенком – вот какой великий дар дается нам во Христе Иисусе. И здесь нет ничего общего с пониманием того, что мы подобны бестолковым рабам, бредущим куда-то, как безумное стадо. Если мы где-то встречаемся с подобными проявлениями, даже внутри Церкви, то должны внутренне понимать, что это еще те люди, которые сами себе не дали почувствовать свое усыновление. Они вроде бы крестились, вроде бы со Христом, но не дают себе возможности понять, что они дети Бога, что находятся в свободе и что Бог всегда будет любить их. Не понимают, что им не надо зарабатывать свое спасение, свое сыновство: это дар Божий.

Вся проблема заключена в человеческом сознании: сам человек не дает себе возможности ощутить этот великий дар Божий, ощутить плоды Боговоплощения. Это проблема сознания человека. Христианство так не учит, оно как раз говорит о том, что мы не рабы, а дети Бога. Это дает нам особую свободу, но и особую ответственность. Задумайтесь об этом, братья и сестры, нам, христианам, это очень важно понимать. Рабское сознание – всегда потребительское, а сыновнее – всегда направлено на конструктив, на развитие. Если у господина есть раб, то большая ли разница для раба, процветает ли господин и о чем он думает, что планирует, для раба главное – это крыша над головой и кусок хлеба. А для ребенка, для наследника, конечно, важно, как развиваются дела у его отца, какие у него планы, какие новации, говоря современным языком. Поэтому, как сын Бога, человек делит с Ним ответственность за то, что происходит на земле. Вот как велика Евангельская весть – во Христе нам дарована огромная свобода, но и огромная ответственность за каждый свой поступок. Никакого самооправдания, никакого снятия с себя ответственности (индульгирования) быть не может, если человек истинно находится во Христе. Соответственно, все поведение, включая какие-то бытовые ситуации, определяется пониманием своего богосыновства.

Один из современных писателей привел такой простой пример – люди приехали отдыхать на природе. Если у человека рабское сознание, и все, что ему нужно от Бога, чтобы Тот пощадил его, не уничтожил, то, по большому счету, для такого человека неважно, намусорит ли он, оставив после себя кучу отходов. Если что, потом он как-нибудь договорится с Богом, покается. Если же на природе отдыхают люди, которые ощущают себя детьми Бога, как они могут намусорить, если прекрасное место, куда они приехали, – творение их Отца. Разве можно так досаждать Отцу? Разве можно так безответственно поступать с Его творением? Так же и по отношению к человеку. Можно ли так безответственно поступать с другим сыном Бога, другим образом и подобием Божиим? Ни в коем случае.

Действительно, Рождество Христово – это великий праздник, великая благая весть о том, что мы (как сказано в 7-м стихе) уже не рабы, но дети и наследники Божии через Иисуса Христа. Еще раз, дорогие братья и сестры, от всей души поздравляю вас с этим великим праздником!

И напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать