Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Первое послание к Коринфянам. Глава 7, ст. 35–40; глава 8, ст. 1–7.
7:35. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения.
7:36. Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не согрешит; пусть таковые выходят замуж.
7:37. Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает.
7:38. Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше.
7:39. Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе.
7:40. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия.
8:1. О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает.
8:2. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать.
8:3. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него.
8:4. Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого.
8:5. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, —
8:6. но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им.
8:7. Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется.
(1 Кор. 7, 35 – 8, 7)
Дорогие братья и сестры, мы с вами продолжаем читать интереснейшее послание апостола Павла – Первое Послание к Коринфянам, где мы с вами сталкиваемся с огромным количеством проблем внутри церковной жизни. Послание очень интересно именно тем, что мы с вами можем смотреть на эти проблемы, находить параллели с нашими современными проблемами и получать наставления от апостола Павла.
7-я глава заканчивается, и здесь апостол Павел заканчивает тему, связанную с взаимоотношениями мужчины и женщины в браке и до брака; как поступать вдовицам, в смешанных браках, а также дает основания для девства, пребывания в одиночестве. Конечно, он пишет, что это лишь его наставление, пожелание, потому что так было бы проще в ситуации, связанной с приближающимися гонениями. При этом он говорит о том, что если кто-то в браке, то нужно сохранять брак и уважать друг друга, в том числе исполняя свой супружеский долг на всех уровнях.
Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения. Слово, переведенное как узы точнее и ярче можно было бы перевести словом «аркан». Апостол Павел никого не арканит (мы об этом в прошлый раз говорили), не пытается затянуть куда-то, подавить волю своих читателей, а просто предлагает для их же пользы, как здесь написано, чтобы служили Господу без развлечения. Немного странный перевод без развлечения, правильнее, точнее и понятнее было бы перевести «без отвлечения», то есть не отвлекаясь, чтобы каждый из вас мог, идя по своему пути, максимально служить Господу, быть с Господом. Если ты безбрачен, и у тебя такое призвание, то ты, конечно, можешь посвятить Господу больше времени. Но если ты решил стать безбрачным, а у тебя нет этого призвания, то тогда ты будешь, как здесь написано, разжигаться, похоть будет тебя постепенно подтачивать, и, по большому счету, ты не сможешь быть с Богом, отдавать максимум своих сил для служения Богу. Поэтому в таком случае, наверное, было бы лучше, если бы ты был в браке, если бы все шло своим чередом, вошло бы в свое русло, был бы удовлетворен половой инстинкт. Тогда пребывая в таком успокоении, стабильности, ты бы мог действительно посвятить время Богу, потому что хоть бы ты был не безбрачный, по крайней мере, похоть твоя бы не пребывала в таком разгуле и так сильно бы не вредила тебе. Вот такой смысл совета апостола Павла.
36. Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не согрешит; пусть таковые выходят замуж.
37. Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает.
38. Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше.
Здесь речь идет об отцах, которые выдают замуж своих дочерей. Хотя современные комментаторы и переводчики считают, что здесь можно подразумевать как отца, так и жениха, в зависимости от того, как переводить некоторые греческие слова. Смысл в общем один и тот же. Если отец, который выдает дочь замуж, считает, что ее надо выдать, что в определенном возрасте уже нехорошо быть одинокой, то пускай выдает, не согрешит; пусть таковые выходят замуж. Если у кого-то есть твердая воля, возможность обеспечивать свою незамужнюю дочь и твердо сформировалось мнение на эту тему, то пусть тогда не выдает, тот хорошо поступает.
Заканчивается 7-я глава рассуждениями о том, что если муж умирает, то вдова, по идее, свободна выйти за мужчину, опять же если она не готова жить одна. Но лучше быть в Господе, чтобы еще раз не повторить проблему смешанного брака. Если, конечно, до этого она была замужем за христианином, то у нее этой проблемы и не было, но тогда и не нужно ее, что называется, наживать, а если до этого была проблема, что муж был язычником, то, вступая в новый брак, лучше от этой проблемы уйти. Но она блаженнее, если останется так (то есть одна), по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия.
8-я глава посвящена тоже очень серьезной проблеме: идоложертвенные яства.
8:1. О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает.
8:2. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать.
8:3. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него.
Апостол Павел сначала вводит тему, о которой хочет говорить: идоложертвенные яства. Мы говорили об этой проблеме, читая некоторые отрывки из Послания к Коринфянам и читая Послание к Римлянам, поэтому многие из вас, конечно, помнят об этой проблеме. Речь идет о том, что многие христиане, вышедшие из язычников (в том же Коринфе это было очень актуально), стояли перед дилеммой: нужно ли прерывать свое общение с некоторыми друзьями из-за того, что во время трапез вкушается мясо, а оно, как правило, все было идоложертвенное. Найти и купить мясо, которое было убито без приношения идолу, было практически невозможно. Всякое убитое животное посвящалось тому или иному богу, скажем, богине Артемиде, которая считалась покровительницей и царицей всего того, что происходит в лесу, поэтому нельзя было просто убить и не взять ее благословение, не поделиться с ней, не принести жертву. В связи с этим действительно существовала проблема: можно или нельзя? Если можно, то проблема общения не стояла, но если нужно избегать всего этого, то тогда как же правильнее поступить? Апостол Павел говорит: мы все имеем знание, он себя причисляет к тем, кто считает, что нет ничего страшного в том, чтобы есть идоложертвенное, но он говорит коринфянам о том, что просто «голое» знание больше надмевает. Помните, слово «надмевать» в точном переводе означает то же самое, что «дуть, вдувать», то есть звучит некая ирония: знание надувает вас, как пузыри. А любовь назидает, правильнее было бы перевести «созидает». Созидательна, в первую очередь любовь, а знание должно быть подчинено этому основному принципу.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 7 мая
День ангела. 7 мая
Церковный календарь 7 мая. Мученик Александр Лионский
Евангелие 7 мая. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его
Читаем Апостол. 7 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!