Читаем Апостол. 4 августа. В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом

4 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Первое послание к Коринфянам. Глава 7, ст. 24–35.

 

24. В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом.

25. Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным.

26. По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так.

27. Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены.

28. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль.

29. Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие;

30. и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие;

31. и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего.

32. А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу;

33. а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею:

34. незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.

35. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения.

(1 Кор. 7, 24 – 35)

 

Дорогие братья и сестры, мы с вами продолжаем читать Послание к Коринфянам и конкретно 7-ю главу. Очень интересная глава, и вы, наверное, заметили, что нам с вами не хватает времени, чтобы полностью прокомментировать отрывки из нее. В нашем формате мы успеваем обсудить только половину из прочитанного. Сегодняшний отрывок тоже очень интересен, и мы с вами постараемся что-то успеть, хотя успеем далеко не все, что хочется.

В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом. Это принцип Павла во многом связан с тем, что Павел ожидал скорого Пришествия Христова, поэтому ему казалось, что менять что-то в социальной, семейной, политической или еще какой бы то ни было жизни нет никакого смысла: все равно все скоро уже закончится. Поэтому Павел говорит: «Не тратьте на это время, силы». Ведь это всегда связано с какими-то затратами энергии, беспокойством, тревогой, «акклиматизацией»: если мы меняем что-то в нашей жизни, то нам нужно какое-то время, чтобы привыкнуть к новой ситуации. А Павел говорит, что сейчас нужно все посвятить своей душе, подготовке к встрече с Господом.

Дальше с 25-го стиха апостол Павел вновь рассуждает о конкретных моментах. Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным. Опять же, апостол Павел говорит, что не имеет повеления Господня, он дает совет. В очередной раз мы видим, что апостол Павел не настаивает на том, что его слова являются истиной в последней инстанции, догмой. Это письма конкретным людям, конкретной церкви в конкретной ситуации, апостол Павел подбирает в качестве совета, рекомендации, наставления конкретные слова. В 35-м стихе сказано: Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы. Павел относится с большим уважением к человеческой свободе, поскольку с таким же уважением относится к этой свободе Сам Бог: Он человека не принуждает, а только может приглашать, предлагать.

Далее апостол Павел выражает свое мнение в 26-м стихе: По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так. По настоящей нужде – имеется в виду та самая ситуация, о которой мы говорили: близится конец света, и в этой нужде лучше человеку оставаться так, то есть «не дергаться». В 27-м стихе он пишет, что конкретно имеет в виду: Соединен ли ты с женой? не ищи развода. То есть если ты уже в браке, не пытайся стать безбрачным, одиноким, потому что это, во-первых, заставит тебя какое-то время привыкать к новой ситуации, во-вторых, для другого человека это может оказаться неактуальным, даже невыносимым, поэтому оставляй все как есть.

Остался ли без жены? не ищи жены. Если ты все еще не в браке, то не думай сейчас об этом. Сейчас нужно думать о другом. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль. Во-первых, семейная жизнь всегда сопряжена с различными скорбями, моментами привыкания, притирания; все это часто отвлекает мужчину и женщину от мысли о Боге, о вечном, тем более о том, что Христос придет, как мыслил апостол Павел, уже совсем скоро. Плюс к этому, в ситуации гонений, конечно, человек кроме себя переживает за свою семью, своих детей. Одно дело, когда тебя будут мучить и ты будешь сам за себя отвечать, а другое дело, когда могут замучить твою жену, детей ­– конечно же, это совершенно другой уровень тревоги и переживаний. Поэтому апостол Павел и говорит: «Мне вас жаль, у вас будет больше скорей по плоти».

29. Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие;

30. и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие;

31. и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего.

Очень интересный фрагмент, который заканчивается фразой ибо проходит образ мира сего. Апостол Павел говорит о том, что как бы долго он ни существовал этот мир (хотя апостолу Павлу казалось очевидным, что Второе Пришествие будет совсем скоро), все равно проходит образ мира всего. Неизбежно то, что в этом мире существует, те формы, которые есть в этом мире, неизбежно уходят. Потом возникают другие формы, даже в ситуации существования мира. Когда-то, может быть, действительно в скором времени или не в скором наступит момент, когда все изменится, этот мир вообще поменяет свою форму уже глобально. Не так, как сейчас бывает (человек умирает, человек рождается; листья падают, потом заново появляются на деревце), а уже глобально изменится облик этого мира, все будет совсем иначе.

Но даже сейчас, когда мы с вами еще живем в этом мире, как жил апостол Павел и коринфские христиане, ожидая Пришествия Христова, но еще пребывая в этом мире, так и последующие христиане, которые живут в этом мире, веруя или даже зная, чувствуя, что все равно конец этого мира когда-то настанет (может быть, не на нашем веку), то как тогда жить в этом мире понимая, что все проходит и за этим миром форм стоит мир сущности, чего-то вечного? Здесь апостол Павел дает очень важный совет: нужно и жить, и делать все, что требуется от тебя, но не быть привязанным и рабствующим этому временному миру форм. Поэтому он и говорит: «Имеете жен – будьте, как будто не имеете; плачьте, как не плачущие; радуйтесь, как не радующиеся; покупающий как не приобретающий, пользующийся миром, как будто не пользующийся». Есть еще прекрасные слова одного современного философа: «Нужно жить в этом мире, играть по правилам внешнего мира, договоренностям, условностям, но ни в коем случае не отождествлять себя с этими правилами, понимая, что все это преходящее, это уйдет, и нужно всегда держаться чего-то вечного».

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать