Читаем Апостол. 31 января. Слово Христово да вселяется в вас обильно

31 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

 

Святой Церковью читается Послание к Колоссянам. Глава 3, ст. 12–16.

 

12. Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение,

13. снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.

14. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.

15. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны.

16. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.

(Кол. 3, 12 –16)

 

Послание к Колоссянам мы читали практически полностью, также читали и комментировали этот отрывок. Те, кто регулярно смотрят наши беседы, уже поняли, почему мы читаем те же послания по второму кругу. Промежуток времени между праздником Крещения и началом Великого поста бывает маленьким, когда Пасха ранняя, и бывает побольше, когда Пасха поздняя, как в нынешнем 2016 году – Пасха 1 мая. Поэтому определенное литургическое пространство заполняется апостольскими отрывками, которые ранее читались. Тем не менее мы всегда находим о чем поговорить немного другими словами и немного под другим углом.

Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Это важное и типично христианское наставление, где апостол Павел призывает облечься в различные христианские добродетели, прощая друг друга, снисходя друг к другу, поскольку примером для нашего подражания, для нашего возрастания является Сам Господь Иисус Христос.

Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Эти два стиха мы достаточно подробно комментировали, когда читали данный отрывок в декабре. Любовь – это действительно совокупность совершенства . Апостол Павел призывает облечься в эти добродетели, как бы надеть их на себя (такая красивая метафора). Любовь, совокупность совершенства – то, что некоторым образом скрепляет и придает истинную ценность всем добродетелям. Апостол Павел говорит об этом в 13-й главе Первого послания к Коринфянам, и на эту тему есть много современных прекрасных мыслей и выкладок. Без любви любое действие и даже любая добродетель может быть несовершенной, а иногда иметь прямо противоположный результат. Если человек делает доброе дело из гордыни, тщеславия, то, конечно, это дело не будет совершенным, прозрачным и бескорыстным.

Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. Это последний стих сегодняшнего отрывка, в котором говорится, что слово Христово должно вселяться в нас обильно, со всякою премудростью . Действительно, мы все призваны читать слово Божие, Новый Завет дома и за богослужением, внимательно слушать то, что говорится. На телеканале «Союз» есть соответствующие программы, связанные с толкованием Евангелия, а также наши комментарии апостольских чтений, чтобы мы услышали слово Божие, чтобы оно достигло глубин нашего существа. Часто бывает, что, как говорится, в одно ухо входит, а в другое выходит, и слово Божие не оставляет в нас плода. Чрезвычайно грустно, иногда даже трагично, что слово Божие не находит в нас доброй почвы, как в притче о сеятеле из Евангелия. Значит, в нем либо каменистая почва, либо там растет терний, либо какие-нибудь вороны семя похищают. В любом случае, не всегда мы бываем внимательны к слову Божию, иногда забываем, что Новый Завет и вся Библия – не просто книга для душеполезного чтения, а слово Божие. Передано оно через людей, написано определенными авторами, которые сохранили свои особенности, в том числе стилистические, тем не менее суть того, что написано, есть слово Божие.

Научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. Некоторые толкователи говорят о том, что речь идет не о богослужебных собраниях, которые возглавляют пресвитеры (по крайне мере, в нынешней практике), а о собраниях вне богослужений. Братья и сестры, мы должны рассуждать исторично. В древности, во времена написания посланий, большой разницы между богослужебными и внебогослужебными собраниями не было. Мы помним, что люди собирались, скажем, вечером накануне воскресенья, приносили какую-то еду. Те, у кого ничего не было, чем-то угощались, если было чем угощаться. Апостол Павел обозначает эту проблему в Первом послании к Коринфянам: «Вы, богатые, приходите раньше, садитесь, едите, а когда приходят рабы – уставшие, голодные, которые ничего с собой принести не могут – у вас уже все съедено. Конечно, им обидно и оскорбительно, что их не почитают за людей».

Итак, сначала кушали, потом воспевали какие-то псалмы. Тогда Священным Писанием являлся Ветхий Завет, еще не было новозаветного канона, разве что отдельные послания, записи, воспоминания учеников Христа, потом уже их учеников. Что-то могло быть записано, что-то передавалось устно. На этих собраниях могли что-то рассказать или прочитать послание, которое к тому моменту уже было написано, скажем, апостолом Павлом. Потом было преломление хлеба, благодарение. Все это было вместе, и надо понимать, что ничего страшного в этом нет. В раннехристианской Церкви была особая ситуация, потом Церковь стала признанной, затем государственной, и при совершении богослужения стало что-то добавляться, убираться, оформляясь в единый чин, например литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого. Это уже более поздние редакции литургии, хотя общехристианское ядро имеет раннее происхождение.

Затем византийская эпоха наложила что-то свое, связанное с влиянием империи, появились какие-то возвышенные моменты, возможно, слегка даже пафосные. Потом литургию стали служить в Российской империи. Чин, конечно, менялся и становился сакрализованным. Люди уже не собирались на богослужение, где каждый воспевал какое-то свое песнопение, восхваляя Бога в свободной форме, как это было в раннехристианской Церкви, где всякий, у кого был дар пророчества, мог встать и произнести его. Кто-то мог что-то сказать на ином языке (языкоговоре́ние), в том числе на «ангельском языке» ( glossa lalia ), и если был переводчик, он мог это перевести. Все было более свободно и демократично, но когда что-то развивается, структурируется, всегда есть стремление сделать все более благочинным, иерархичным, структурированным.

В современном богослужении все благопристойно, как говорится, благообразно и по чину – практически неизменяемо. Вне богослужений люди поют духовные песни, проходят театральные постановки, хороводы, фольклорные вечера. Все это остается актуальным и не запрещается, просто уже выходит за рамки богослужебного пространства. Наверное, в этом действительно есть свой смысл и с точки исторического развития вполне оправдано.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать