Читаем Апостол. 31 декабря. Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией

31 декабря 2015 г.

Святой Церковью читается Послание Иакова. Глава 1, ст. 19–27.

 

19. Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев,

20. ибо гнев человека не творит правды Божией.

21. Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.

22. Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.

23. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале:

24. он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он.

25. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.

26. Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие.

27. Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.

(Иак. 1, 19 – 27)

 

Такой пространный отрывок, дорогие братья и сестры, где апостол Иаков продолжает свои наставления. Как мы говорили, они достаточно конкретные, простые, возможно, незамысловатые по сравнению с витиеватым, сложным и подчас парадоксальным богословием апостола Павла. Однако не всем людям быть одинаковыми, и здесь мы тоже находим множество прекрасных наставлений, мыслей.

Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией. Очень важные слова, братья и сестры, несмотря на их простоту. Апостол Иаков призывает человека быть скорым на слышание, а на слова и гнев – быть медленным. Современная цивилизация подталкивает нас, скорее, к противоположному поведению. Мы крайне плохо умеем слушать друг друга, тем более вслушиваться в книгу, даже если это Книга Священного Писания. Информации вокруг очень много, она несется мимо нас, иногда засоряет наш ум чем-то ненужным, но, по сути, мы не слышим каких-то важных вещей, обращенных к нам. Даже в диалоге часто человек не слышит, что ему говорят, он начинает сразу говорить о своем, а другой человек – о своем, и диалог не может состояться. Это очень важное назидание, ведь чтобы взаимопонимание между людьми было возможным, нужно уметь слушать друг друга, а говорить медленнее и меньше, стараясь выбирать нужные, подходящие слова, чтобы правильно высказать свою мысль, никого не обидеть, не оклеветать. Слово, как говорится, не воробей, вылетит – не поймаешь. Сказал то, что не надо было говорить, а потом уже очень трудно изменить ситуацию. Это очень актуальное наставление, братья и сестры, будем с вами скоры на слышание и медленны на слова и гнев, который часто выражается у нас с помощью слов. Если мы успели промолчать, притормозить, то, возможно, гнев бы не излили, не наговорили бы множество слов.

Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души. Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Это тоже очень конкретные и по-своему интересные наставления апостола Иакова о том, что нужно слушать слово Божие и стараться реализовывать услышанное на практике. Если мы не будем этого делать, то будем похожи на тех людей, которые посмотрели на себя в зеркало, отошли и забыли. Возможно, некоторые люди так долго смотрят в зеркало, что хорошо запоминают самих себя, но здесь мысль именно в том, что человек, посмотрев на себя, тут же забывает отражение, и так же мимолетом, услышав слово Божие, пропускает его мимо ушей, не реализовывает услышанное в своей жизни.

Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии. Вот противоположная ситуация: если кто-то слушает и вникает в закон совершенный, закон свободы, тот блажен будет в своем действии. Очень интересное словосочетание: закон совершенный, закон свободы. Слово совершенный, по-гречески τέλειος, переводится как «достигающий своей цели». Конечно, христианское учение, христианская весть – то, что дает человеку возможность достигнуть своей цели. В некотором смысле это можно назвать законом, принципом, помогающим человеку в достижении цели.

Далее в словосочетании вновь используется слово закон, но оно особо не меняет смысла. Закон свободы звучит несколько парадоксально, ведь человек, будучи под законом, в некотором смысле должен ограничить свою свободу. Конечно, в юридическом, формальном смысле слова мы не можем сказать о христианстве и христианских принципах, что это закон. Часто говорят «закон Божий», «закон христианский», и мы допускаем эти формулировки по привычке, потому что удобнее называть какое-то учение законом. Строго говоря, правильнее было бы говорить «христианская весть», «христианские принципы», возможно, даже «христианские ценности», «христианские заповеди», а «христианский закон» или «закон свободы» – словосочетание противоречивое.

Тем не менее, если слово «закон» мы поймем именно как принцип, учение, ценность, принесенную христианством, то получится так: если кто вникнет в этот христианский принцип свободы (данной нам во Христе как свобода от греха, смерти, бремени закона), ведущий нас к достижению цели, исполнению воли Божией, тот будет блаженным в своем действии. Действительно, христианское слово, христианское учение нужно стараться понять всем своим существом, вникнуть в него. Оно не является законом в том смысле, что никогда не давит, никогда не пытается сломать человека, но преображает его постепенно: день за днем, капля за каплей. Тогда человек, оставаясь в своей свободе и, даже наоборот, получая более качественное состояние свободы, оказывается исполнителем Божией воли, совершает добрые, благие дела, причем совершает даже не он сам, а Дух Святой через него.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать