Читаем Апостол. 30 мая. Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы

30 мая 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 12, ст. 12–17.

 

12. И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились.

13. Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода,

14. и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот.

15. А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его.

16. Между тем Петр продолжал стучать. Когда же отворили, то увидели его и изумились.

17. Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы, и сказал: уведомьте о сем Иакова и братьев. Потом, выйдя, пошел в другое место.

(Деян. 12, 12–17)

 

Сегодняшний достаточно короткий отрывок продолжает тему, начатую в первых одиннадцати стихах 12-й главы. У нас немного перемешалось чтение: вчера мы читали конец 11-й главы, позавчера начало 12-й, а сегодня продолжаем читать 12-ю. Тем не менее мы помним начало 12-й главы, где Петр был освобожден из темницы чудесным образом: ангел вывел его и увел через ворота за пределы Иерусалима.

И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились. Толкователи приводят несколько разных версий по поводу Иоанна, называемого Марком, но скорее всего это тот человек, которого мы называем апостолом и евангелистом Марком. Согласно Преданию, он в большей степени был при апостоле Петре, поэтому Евангелие от Марка часто называется «Евангелием согласно Петру». Вообще перевод «от Иоанна», «от Марка», «от Матфея» не совсем точный, так как евангелисты не придумывали что-то от себя, а правильнее было бы сказать «согласно Матфею», «согласно Иоанну», то есть это разные версии одних и тех же событий.

Мы знаем, что Иоанн Марк не был с Господом в течение всей Его земной жизни, разве что издалека наблюдал за Ним. Помните: в Евангелии повествуется о юноше, который шел за Христом, но его схватили, и он убежал, оставив свою одежду. Согласно одной из версий, это был Иоанн Марк. Важно то, что основную часть Евангелия Иоанн Марк не мог писать по памяти, но должен был опираться на чьи-то показания, и считается, что он в большей степени основывался на показаниях апостола Петра. Также считается, что, например, апостол Лука был все время с апостолом Павлом, и хотя сам Павел не имел сведений относительно земной жизни Иисуса Христа, Евангелие от Луки, безусловно, отражает вселенскую позицию апостола Павла о том, что Евангелие приходит ко всем людям, ко всем народам. Все это видно из особенности самих Евангелий, но сейчас мы об этом подробно говорить не будем.

13. Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода,

14. и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот.

15. А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его.

Интересный момент, братья и сестры. Выражение в своем ли ты уме в более близком к оригиналу переводе могло бы звучать как «не беснуешься ли ты». Для более древней религиозной культуры какие-то невероятные слова и мысли, которые мог извергать человек, были связаны с беснованием. При переводе на русский язык авторы решили подобрать более универсальное, даже светское слово: «не безумствуешь ли ты». Отчасти это связано с тем, что вопрос о бесновании, воздействии бесов на человека, является очень сложным, тонким. В современности все же разделяют психиатрические болезни (безумие, шизофрения, паранойя, неврозы) и беснование, и ведется дискуссия, насколько эти состояния параллельны. Те, кто не верят в существование бесов, говорят, что беснование – это тоже разновидность какого-то нервного расстройства, а кто-то из ученых-психологов считает, что это все-таки разные вещи. Даже перевод может либо отражать смысл подлинника, либо его немного скрывать, тем самым сглаживая какие-то острые углы. Здесь перевели в своем ли ты уме, то есть о бесе речь не идет, а на самом деле был вложен именно такой смысл, более соответствующий восприятию таких вещей древней культурой.

Также интересно, что люди говорили: «Это не Петр, а его ангел». Было понятие о том, что ангел-хранитель есть у человека, у народов, церквей (в книге Апокалипсис, которую мы не так давно разбирали, были послания ангелам церквей Эфесской, Смирнской, Пергамской и так далее). Представление о том, что есть ангел-покровитель, хранитель в некоторой степени повлияло на развитие мысли о том, что у человека есть небесный двойник. Возможно, на это в какой-то степени повлияла и античная мысль. Вспомним, например, знаменитое учение философа Платона об идеях: у каждого предмета, человека и так далее есть небесный двойник в мире идей, то есть идея этого человека, этого предмета. Отсюда же происходит слово «идеал». Если на земле человек или предмет неидеален, несовершенен, то в мире идей все идеально, абсолютно духовно, совершенно. В некотором смысле получается, что ангел-хранитель – это данное нам Богом духовное существо, конкретно к нам приставленное, которое призвано нас подтягивать к идеалу, к совершенству. В этом отрывке книги Деяний как раз отражена вера в то, что у человека может быть ангел-хранитель.

16. Между тем Петр продолжал стучать. Когда же отворили, то увидели его и изумились.

17. Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы, и сказал: уведомьте о сем Иакова и братьев. Потом, выйдя, пошел в другое место.

Петр с целью предосторожности или еще из-за чего-то решил удалиться в другое место, только попросил предупредить Иакова и всех других братьев христиан. Вы скажете: какой Иаков? Ведь в начале 12-й главы было сказано, что Иаков, брат Иоанна, был убит мечом. Но, напомню: был другой апостол Иаков, брат Господень по плоти, который считается первым Иерусалимским епископом. Петр был авторитетным в Иерусалимской церкви, но ее официальным главой был Иаков, брат Господень. Ему Петр и просит сообщить о своем чудесном избавлении.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать