Читаем Апостол. 29 сентября. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем

29 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Ефесянам. Глава 5, ст. 20–26

 

20. благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа,

21. повинуясь друг другу в страхе Божием.

22. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,

23. потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.

24. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.

25. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,

26. чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова…

(Еф. 5, 20-26)

 

В данном отрывке апостол Павел переходит к конкретным увещеваниям, связанным со взаимоотношениями людей, в частности в семье. Этот отрывок читается во время таинства Венчания как наставление будущим супругам. Начинается он словами благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа , то есть важно всегда и за все благодарить Бога. Может быть, это один из самых главных навыков, которому мы учимся в Церкви, во время литургии, Евхаристии, само название которой переводится на русский язык как «благодарение».

Повинуясь друг другу в страхе Божием . В древние времена, в традиционном обществе всегда был важен фактор повиновения и послушания. Современному человеку, конечно, трудно принять послушание как добродетель - он все время говорит о свободе, равноправии, о том, что «человек - это звучит гордо». Поэтому такие качества, как послушание и смирение, как сейчас говорят, не котируются. В древности было иначе, можно рассуждать, что это было связано с культурными обстоятельствами, когда в отношениях с мужчиной женщина находилась в стесненных, порой практически рабских обстоятельствах. Но поскольку времена изменились, может быть, слова апостола уже не имеют такого значения

Конечно, есть понятия, обусловленные культурой и социальными обстоятельствами, но мы должны понимать, что Господь говорит в Писании и такие вещи, которые во многом являются вечными установлениями, потому что они соответствуют человеческой природе и являются тем самым внутренним потенциалом и предназначением, которое заложено Богом в конкретных людей, в данном случае разделенных по половому признаку. Как и весь животный мир, мир человеческий разделен по половому признаку. Все традиционные, религиозные общества говорят о том, что жена призвана повиноваться мужу, иметь по отношению к нему послушание.

Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем . Эта часть увещевания касается жен, и, хотим мы этого или нет, здесь устанавливается некая иерархия, которая сохранялась во всех традиционных культурах. Глава мужу - Сам Бог, глава жене - это уже муж. То есть муж непосредственно осуществляет религиозные обряды и ритуалы, напитывается духовным познанием и потом передает его женщине. У апостола Павла в Послании к Коринфянам есть слова о том, что женщина в церкви да молчит, то есть было принято, что в общем собрании христиан говорит пресвитер, старейшина, тот, кто учит и кому на это даны благодать и полномочия. Мужчины слушают его, что-то уточняют, задавая вопросы, а женщины в это время не говорят. Апостол Павел учит, чтобы они задавали вопросы уже дома, спрашивая непосредственно у своих мужей, и авторитетным для них был тот ответ, который даст муж. Чтобы, пропуская через свое сознание и свою готовность воспринимать те или иные истины, муж передавал бы их своей жене, и так устраивалась бы данная иерархия.

Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова . Имеется в виду, что Христос создал Церковь и освятил ее через воды крещения: каждый, кто входит в Церковь, освящается через таинство Крещения. Как Христос любит Церковь, так и муж призывается любить свою жену. Конечно, послушание женщины мужчине предполагает большую ответственность самого мужчины.

Когда мы говорим об иерархии, то ни в коем случае не говорим, что положение мужчины само по себе более привилегированное и безответственное, не подчиняющееся никакому принципу. Как раз ответственность мужчины больше, потому что он устремлен к Богу и его главной ценностью должен быть Господь. Вспомним слова Христа в Евангелии о том, что тот, кто любит отца, мать, жену или детей больше, чем Его, тот Его недостоин. С другой стороны, у мужчины, как правило, есть семья: жена, дети, какие-то близкие люди, и за всех их мужчина несет ответственность, не только экономическую и социальную, но и духовную. Мужчина отвечает за то, как его жена и дети двигаются по пути духовного развития. Насколько он сам приближается к Богу, настолько те, кто рядом с ним, тоже двигаются по этому пути. Поэтому речь ни в коем случае не идет о том, что мужская позиция более легкая и безответственная, наоборот, у кого высшее положение в этой иерархии, у того больше ответственности, и кому больше дано, с того больше спросится.

Напоминаю, что для на с с вами необходимо ежедневно читать Слово Божие, потому что в нем великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать