Читаем Апостол. 29 июля. Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения

29 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Святой Церковью читается Первое послание к Коринфянам. Глава 4, ст. 5–8.

 

5. Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.

6. Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим.

7. Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?

8. Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!

(1 Кор. 4, 5 – 8)

 

Дорогие братья и сестры, мы с вами продолжаем знакомиться с Первым посланием апостола Павла к Коринфянам, интереснейшим с точки зрения описания реалий ранней Церкви, раннехристианской общины в данном случае города Коринфа.

Мы помним, что в предыдущих главах апостол рассуждает о единстве и распрях, разделенности. Его беспокоит, что в Коринфской церкви люди делятся по партиям: «Я Павлов», «Я Аполлосов», соответственно, каждый друг над другом превозносится. Павел говорит о том, что это все еще душевное, несовершенное, недуховное восприятие действительности, потому что истинный христианин никогда не будет превозноситься. Истинный христианин понимает, что спасение даровано ему по благодати, а значит, чем он может превозноситься? Он понимает, что если ему даны дары слова, познания, то это не повод забывать и отодвигать в сторону главный дар в христианстве – дар любви, которая все покрывает. В любви каждый христианин «друг друга тяготы носит», как написано в Послании к Галатам, а вовсе не показывает пальцем и не говорит: «Я мудрый христианин, а тот христианин не мудрый».

В христианстве как Теле Христовом реализуется единство в многообразии. Здесь апостол Павел размышляет о том, что каждый проповедующий: Павел или Аполлос делает дело Божие. Даже если кому-то кажется, что Павел не так красноречив, как Аполлос, не так убедителен, не так принципиален и строг, в общем, подвергает его апостольский авторитет сомнению, то Павел говорит, что никогда нельзя судить сразу, по внешности. В конце концов, все будет рассматривать Господь, и каждый будет иметь похвалу не от людей, а от Бога, как сказано в Послании к Римлянам. Правда, там апостол Павел говорил о другом: о том, что истинный иудей – это иудей по Духу, а не по букве, и тому похвала не от людей, но от Бога. Но и здесь похожая ситуация: каждому будет похвала от Бога, а не от людей, когда уже Сам Господь будет смотреть на плоды трудов того или иного проповедника.

Сегодняшний отрывок начинается как раз с наставления об этом: Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога. Здесь Павел говорит очень важную истину: никогда нельзя судить прежде времени, кто какой проповедник, пастырь, христианин и человек, в конце концов. Человеку не дано права произносить суд, тем более какой-то окончательный, вешать ярлык, пытаться распространить свое убеждение, показывая пальцем и говоря: «Посмотрите, этот человек неправ, нехороший, такой-сякой. Поддержите меня, согласитесь со мной, что не до́лжно человеку быть таким». Это свойственно нам, потому что мы любим иногда поговорить и превознестись над кем-то, получить подтверждение нашего превозношения через согласие того, с кем мы беседуем. А тому человеку тоже приятно: он согласился с нами и тоже превознесся: «Я не такой, как он», «Не такой, как прочие люди», – как говорил фарисей в своей молитве в Евангелии.

Апостол Павел говорит, что не надо судить прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения. То есть когда Господь придет, Он осветит все тайные уголки души каждого человека и обнаружит сердечные намерения. Будут видны не только дела внешние, не только «вершки», но и «корешки»: зачем человек делал то или иное, зачем он был проповедником, священником, миссионером. Действительно ли он проповедовал слово Божие или все делал для того, чтобы приобрести какую-то власть, статус, авторитет, продвинуться в должности и так далее? Все станет понятным, когда Господь осветит то, что во мраке, и наши сердечные намерения станут очевидными, обнаружатся. Тогда каждому будет похвала от Бога.

Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим. Павел говорит об этом из-за распри, разделения на группировки «Павловых», «Аполлосовых». Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? Очень глобальные вопросы: они связаны со спасением каждого человека. Человек иногда превозносится, думая, что его спасение более очевидное, твердое, основательное, чем спасение кого-то другого. Как будто бы он его заработал, как будто это его достояние! А Павел говорит: Что ты имеешь, чего бы не получил? Какие бы у тебя ни были дары: духовные дары, спасение от Бога, дары Святого Духа, материальное благополучие, интеллектуальные способности, таланты – что ты хвалишься? Это твое что ли, ты это создал? Нет, ты получил это от Бога, а если получил, что хвалишься, как будто не получил? Если ты понимаешь, что получил от Бога, какой смысл в хвальбе, какое значение имеет любое хвастовство, если все, что у нас есть, это дар Божий? Вот что имеет в виду апостол Павел.

Дальше он достигает в каком-то смысле пика своей иронии. Мы говорили, что Павел пытается разрушить чувство высокомерия, превозношения у коринфян: что они уже достигли совершенства и по большому счету все остальные христиане в сравнении с ними еще младенцы. А ведь Павел еще до этого говорил в Послании к Коринфянам: «Вы думаете, что вы духовные и можете есть твердую пищу, а я вас кормлю молоком, как плотских, потому что у вас распри и раздоры. Какие же вы духовные, если не можете быть едиными и ссоритесь из-за какой-то ерунды, разбиваясь на группировки?» Здесь Павел иронизирует, язвит: Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать! Вот ирония: «Вы думаете, что вы уже на облацех, в совершенстве, что вы уже идеальные, обогатились и стали царствовать без нас, мы вам и не нужны». Хотя церковь в Коринфе основал Павел, коринфяне думали, что уже скакнули вперед и в нем не нуждаются. А Павел говорит: «Ну, если бы так было на самом деле, мы бы с удовольствием царствовали вместе с вами, но увы».

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать