Читаем Апостол. 27 декабря. Совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового

27 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Колоссянам. Глава 3, ст. 12–16.

 

4. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.

5. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение,

6. за которые гнев Божий грядет на сынов противления,

7. в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.

8. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших;

9. не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его

10. и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,

11. где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.

(Кол. 3, 4-11)

 

Такой торжественный отрывок положила Святая Церковь читать сегодня, в воскресенье, возвращая нас к Посланию к Колоссянам, которое мы полностью прочитали несколько раньше.

Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. Когда Христос придет в Свое Второе славное Пришествие, то и мы будем с Ним во славе, то есть в Его присутствии. Напомню, что слово «слава» в библейском смысле означает «присутствие». То есть «слава Божия» означает присутствие Божие, а «слава Христова» – присутствие Христово. То есть слова «с Ним во славе» означают «в присутствии Христа».

Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение. Мы вновь (как и во вчерашнем чтении) наблюдаем некий каталог грехов. Апостол Павел, обращаясь к колоссянам и всем нам, призывает умертвить «земные члены»: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть. Напомню, что такое «похоть», потому что это важное понятие, о котором надо говорить. Из-за того, что в ранние века христианства определенное влияние на развитие богословской мысли имела философия Платона, получилось так, что многие слова, связанные с тем, что происходит в сознании человека, часто относятся к телу, то есть собственно биологии. Например, мы говорили, что блуд происходит именно в сознании человека, а для чистого все чисто. Так и с похотью, которая у нас чаще всего относится к области телесных, интимных отношений: человек похотливый подразумевает человека развращенного, желающего иметь много интимных связей. Но похоть – это широкое понятие, которое на самом деле говорит о состоянии сознания. Напомню, что «по-хоть» – дословный перевод греческого слова «эпифимия», что означает сверх желание, то есть то, что сверх «хотения». Это опять же состояние человеческого сознания – эгоистического, ветхого – когда человек все время хочет больше, чем ему надо в действительности. Человеческому телу не нужно больше, чем требуется, а нужно ровно столько, сколько нужно. Поэтому не тело виновник греха или каких-то злоключений, которые есть в человеке, а именно его эгоистическое сознание, которое действительно бездна, и сколько ни кидай в нее, все будет проваливаться, только бросай еще и еще. И это распространяется на все сферы человеческой жизни. Если человек эгоистичен, если им руководит «эго», то, чего бы он ни коснулся, ему все равно захочется больше: больше и вкуснее покушать, лучше, дороже и комфортабельнее иметь автомобиль, дом, дачу, виллу на море и прочее. Совершенно неважно, чем будет питаться «эго», главное – что-то туда закидывать, и это могут быть в том числе избыточные интимные отношения. Но похоть несводима лишь к сфере сексуального, это надо понимать, так как –повторю еще раз – все начинается с нашего сознания, а «для чистого все чисто» согласно словам апостола Павла из Послания к Титу.

В 6-м стихе Павел говорит, что за все эти греховные проявления «гнев Божий грядет на сынов противления». Напомню, что «гнев Божий» не некое эмоциональное проявление Господа Бога, ибо думать так не богоприлично и характерно для антропоморфизма, но «гнев» с библейской точки зрения означает суд. То есть если человек совершает какие-то неправильные поступки, он сталкивается с гневом Божиим, предстоит перед судом Божиим, то есть кризисом (напомню, что слово «суд» по-гречески звучит как «кризис»). Это естественно, ведь Бог не хочет нас засудить или обрушить на нас Свой гнев, ни в коем случае. Бог хочет нашего исправления, нашего спасения, просто иногда Он создает такие ситуации, чтобы мы предстояли перед Его судом, то есть кризисом. Потому что кризис имеет и положительные стороны: кризис закаляет, кризис очищает ситуации от чего-то лишнего. Даже экономический кризис часто показывает, кто сильнее и лучше ведет свой бизнес. Не так давно на телеканале «Союз» был выпуск передачи «Беседы с батюшкой» с иереем Александром Асоновым, как раз посвященный теме кризиса. Это очень интересное понятие, в котором действительно нет ничего деструктивного. Кризис – тот пункт, в котором мы можем стать сильнее, выше, глубже, интереснее и разнообразнее.

Далее постол Павел продолжает: в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними, А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его. О понятиях ветхий человек и новый человек говорится и в Послании к Римлянам, которое мы еще не читали, но, будем живы, доберемся. В чем разница между ветхим и новым человеком? Разве ветхий человек всегда грешит, а новый никогда? Конечно, нет, ведь по большому счету нет предела нашему восхождению к Богу, поэтому стать идеальным человеку невозможно. Даже в жизни будущего века, как говорит апостол Павел, человек будет восходить от славы в славу, то есть всегда возможна какая-то динамика, какое-то движение, значит, полного совершенства, полного идеала не будет никогда. Поэтому ветхое и новое - это то, что тоже существует в сознании человека. Ведь когда происходит покаяние, по-гречески «метанойя», изменение сознания, меняется что-то в восприятии мира, восприятии вещей, реальности. Ветхий человек – человек, живущий потакая своему эго. Чего ни эго захочет, то ветхий человек и сделает. Тут даже неважно, совершит человек злой поступок или добрый. Человек, живущий по-ветхому, то есть эгоистически, делая нехороший поступок, тоже удовлетворяет свое эго. Это эго подтолкнуло его совершить этот поступок. А в другой раз человек совершит добрый поступок, и эго тоже запишет его в свой актив: «О какой я хороший! Как я хорошо сделал!» Вспомните фарисея из притчи о мытаре и фарисее. Разве фарисей делал плохие дела? Нет. И, находясь в храме, он перечислял свои подлинные добродетели. Но получается, что тем самым он лишь подпитывал свое эго, потому что сознание его было еще ветхим.

Возьмем нового человека, человека с новым сознанием: если он будет делать доброе дело, то ни в коем случае не будет записывать его себе в актив. Он будет понимать, что через него действует Божественная благодать, а он лишь ее слабое орудие. Какой смысл кичиться своими добрыми делами, если это делает не он, а он лишь орудие, инструмент. Если такой человек допустит ошибку и совершит какой-то неблаговидный поступок, то и здесь он не будет падать в состояние уныния и раздражения: «Как я мог совершить такое дело?» – но поймет свою немощь и попросит у Господа сил, чтобы в следующий раз поступить иначе. Иногда мы считаем, что крайняя степень уныния и самогрызения – лучший вид покаяния. Ни в коем случае! Это тоже проявление эго, только наоборот. Если сделал хорошее, эго тебя возвышает паче небес, сделал плохой поступок – эго сокрушается, втирает тебя в грязь, говорит: «Какой ты плохой! Самый большой грешник!» Для эго важно быть самым-самым: либо самым-самым лучшим, либо самым-самым худшим. И оно играет с нами, постоянно ловит в эту ловушку. А человек с новым сознанием, новый человек, живет трезво, спокойно. Получается – слава Богу! Не получается – помоги, Господи! Никакого раздрая, разрывания на себе риз и посыпания главы пеплом у такого человека нет, потому что есть трезвость, новое восприятие – Господь нас любит, Он наш Отец, и, как отец, будет вести нас по жизни. Мы Ему доверяем. Даже если мы запнемся, Он нас поднимет и поведет дальше. Мы уже никогда не будем по отношению к Богу чужими. Во Христе мы все Его дети, и это уже никогда не изменится. Да, дети могут заблуждаться и вести себя неправильно, но наш статус никогда не поменяется, мы уже никогда обратно рабами не станем. И человек с новым сознанием это понимает, а человек ветхий еще живет в совершенно других категориях.

И заканчивается это послание прекрасными словами, почти лозунгом, о том что нет во Христе Иисусе ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Хрис тос. Интересный момент: здесь упоминаются не только иудеи как богоизбранный народ и эллины, язычники, представители античности, которые обычно участвовали в спорных моментах о том, как объединить их в одно. По большому счету апостол Павел преследовал цель объединить именно эти две группы, остальные как-то не упоминались. Здесь же он называет варваров и скифов, людей, живших за пределами Римской империи, которые тоже были язычниками, но необразованными, некультурными. Далекими предками славян считаются именно такие племена, как скифы, сарматы, хотя идет много споров, кто из них конкретно. Потому этот отрывок столь всеобъемлющ, что включает, возможно, наших далеких предков, что в некоторой степени по-человечески нам приятно, но вообще во Христе все стены различий падают и все становятся единым.

Посыл единства, объединения во Христе – это призыв объединения в Божественной любви, а не доктринально. Мы видим, что часто из-за разных доктрин, разного учения люди ссорятся, убивают друг друга, как будто бы руководствуясь Христовыми заповедями, они тем не менее загрызают, убивают, порочат друг друга. Гораздо важнее объединиться в любви Христовой. Если мир смог бы открыться для этой вести о Божественной любви, всепримиряющей и всепрощающей, мы бы, конечно, видели совсем другой мир. Но, наверное, в рамках этого мира, все-таки живущего во зле, как говорит апостол Иоанн Богослов, мы не увидим такого состояния, а только что дождемся славного Второго Пришествия Христова, и тогда уже будут новое небо и новая земля – новый мир.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, и утешение, и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать