Читаем Апостол. 27 августа. Умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу, чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее

27 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 15, ст. 30–33.

 

30. Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу,

31. чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее и чтобы служение мое для Иерусалима было благоприятно святым,

32. дабы мне в радости, если Богу угодно, придти к вам и успокоиться с вами.

33. Бог же мира да будет со всеми вами, аминь.

(Рим. 15, 30 – 33)

 

Братья и сестры, сегодня мы с вами вернулись к Посланию к Римлянам, перескочив через все Первое послание к Коринфянам, ибо мы уже начали Второе послание к Коринфянам. Но сегодня суббота, завтра воскресенье, и, как всегда в эти дни, мы возвращаемся назад. Мы попали в концовку Послания к Римлянам, на последние четыре стиха 15-й главы.

Здесь мы не находим особого богословского содержания. Я говорил, что как в конце Первого послания к Коринфянам, так и в конце Послания к Римлянам, апостол Павел больше прощается, говорит о своих планах, пишет благопожелания. Вспомните 16-ю главу в Послании к Римлянам: тут целых двадцать четыре стиха, и две трети из них – различные приветствия. На протяжении практически всей главы Павел передает приветы знакомым людям, которые находятся в Риме. Здесь, в 15-й главе, Павел тоже уже не богословствует, хотя мы помним, что Послание к Римлянам богословски насыщенно, как ни одно другое. Во-первых, оно длинное, как и Первое к Коринфянам: в нем шестнадцать глав. Первое к Коринфянам тоже содержит богословские идеи, но там речь больше идет о проблемах церковной жизни, в то время как Послание к Римлянам в основном посвящено проблеме сугубо богословской, вероучительной – соотношению закона и благодати. Однако уже в 15-й главе Павел больше внимания уделяет своим планам: говорит римлянам о том, что желает прийти к ним. Он не настаивает, не говорит с ними строго, как с коринфянами, галатами и другими церквями, основателем которых он является. Павел понимает, что Римская церковь была основана до него, поэтому говорит с ними как с равными, очень деликатно, благожелательно. Он просто имеет желание с ними увидеться, рассказать о своем понимании христианства, тем более что уже это сделал в послании и хочет при личной встрече уточнить какие-то моменты. Об этом здесь как раз и говорится, в том числе в концовке 15-й главы.

Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу. Апостол Павел понимает, что его, как раньше, и впредь будут преследовать различные неприятности, гонения, трудности, поэтому он просит своих братьев и сестер во Христе, пребывающих в Риме, молиться за него, умоляет Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа. Напомню, Господь Иисус Христос – это одно из самых ранних христианских исповеданий. Христос, Мессия – это был Тот, Кого ждали все иудеи. И когда Павел говорит, что Иисус из Назарета и есть Христос – это уже само по себе исповедание веры, что именно Тот Иисус, Которого распяли и Который воскрес, и есть Христос, Помазанник Божий. Сейчас мы уже произносим Иисус Христос чуть ли не как имя и фамилию, а тогда это было исповедание: Иисус Помазанник, Иисус Мессия.

Для языческого мира этого, конечно, было недостаточно. Кто такой Иисус Помазанник, почему Он Помазанник, чем и зачем Его помазали? Для язычников это ничего не означало. Зато язычники понимали, что только к Богу может применяться слово Господь, Кириос, или по-латински Доминус. Некоторые императоры стали себя обожествлять, требовать отношения к ним, как к богам. Вспомним книгу Апокалипсис: одним из первых был император Домициан, и потом некоторые другие вслед за ним. До него был Калигула, который, правда, не успел воплотить в жизнь свои безумные задумки и поставить свою статую в Иерусалимском храме, но Калигула тоже считал себя за бога. В частности, императоры требовали к себе обращения Доминус, Господь, или Кириос по-гречески. Поэтому когда христиане говорили, что у них только один Господь, один Кириос или Доминус, это означало, что как в Бога они верят только в Иисуса Христа, у них единственный Господь. Есть еще, конечно, Небесный Отец Иисуса Христа и Отец всех христиан, всех людей, но Господь только Иисус Христос. Тем более что в терминологии апостола Павла все-таки слово Господь применялось только к Иисусу Христу, но не к земному Его бытию, а к Иисусу Христу прославленному, Воскресшему и Вознесенному. Вот Кто такой Господь чаще всего в текстах апостола Павла – прославленный Иисус Христос. Поэтому это действительно было первым исповеданием – Господь Иисус Христос.

и любовью Духа… имеется в виду, конечно, Духа Святого. Здесь, как видим, слово «Дух» написано с большой буквы, и это очень хорошо. Мы уже неоднократно говорили, что не всегда там, где упоминается Дух Святой, переводчики ставят заглавную букву, тем самым вводя нас в заблуждение, смущение, непонимание того, о каком духе идет речь.

Чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее и чтобы служение мое для Иерусалима было благоприятно святым. Павел собирается в Иерусалим. Мы помним его последний визит, когда в конце концов его арестовали, хотели устроить самосуд. Все это мы обсуждали, когда читали книгу Деяний святых апостолов. Но мы помним, как Павел потребовал суда кесаря: будучи римским гражданином, он имел на это право. Его сначала отправляют в Кесарию подальше от озлобленных, разъяренных иудеев, которые были готовы растерзать Павла без всякого суда и следствия, и потом уже в Рим. Избавиться мне от неверующих в Иудее – то есть неверующих в то, что Иисус есть Христос, отрицающих это. Тем более что сами иудеи Его распяли, и им было непросто признаться в том, что они распяли Мессию. Конечно, иудеи не были вообще неверующими, они не верили в мессианство Иисуса Христа, а по-своему считали себя очень верующими, ревнителями отеческих преданий, каким и сам апостол Павел был когда-то. Поэтому слово неверующие здесь является относительным.

Христиан в Римской империи тоже называли неверующими, атеистами. Впервые слово «атеист» было обращено, как ни странно, к христианам, которые не верили ни в какого другого Бога и Доминуса, кроме Иисуса Христа. Ни императору они не поклонялись, ни языческим богам, и для римлян это был своего рода плевок в сторону национальной ценности империи. Считалось, что империя держалась на языческой вере, хотя во многом она держалась на непоколебимом, строгом и достаточно хорошо продуманном законе. Тем не менее, поклонение богам считалось важной национальной традицией. Может быть, не так много людей в них верило по-настоящему, тем не менее, если люди им не поклонялись, то они считались политически неблагонадежными. Поэтому христиан называли неверующими, атеистами, некультурными людьми, которые не почитают национальную римскую культуру. Видите, как слова могут иногда менять свой смысл, и действительно, многое относительно в этой жизни.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать