Читаем Апостол. 26 января. Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами

26 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Евреям. Глава 9, ст. 8–10, ст. 15–23.

 

8. Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния.

9. Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего,

10. и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления.

15. И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.

16. Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя,

17. потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив.

18. Почему и первый завет был утвержден не без крови.

19. Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ,

20. говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог.

21. Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные.

22. Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.

23. Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами.

(Евр. 9, 8–10, 15–23)

 

Дорогие братья и сестры, вновь мы читаем отрывок из Послания апостола Павла к Евреям, который уже был прочитан нами ранее, в декабре. В предыдущей беседе я уже объяснял, что это связано с так называемой крещенской отступкой. Время от праздника Крещения до начала Великого поста всегда разное: при поздней Пасхе, как в этом году, оно больше, а когда Пасха ранняя, то это время сокращается. В этом году от Крещения до поста времени много, и появившиеся свободные недели заполняются чтениями, которые уже когда-то были прочитаны. Мы с вами имеем возможность прочитать еще раз отрывки из Послания апостола Павла к Евреям.

Действительно, отрывки эти, и особенно те, которые будут прочитаны на этой неделе, очень важны: в них затрагиваются принципиальные темы. Когда мы прочитывали их в первый раз, по мере своих сил я пытался донести до вас, дорогие телезрители, мысль о понятии жертвы. Сегодня мы снова прочитали отрывок, где речь идет о жертве: как и зачем приносились жертвы в Ветхом Завете.

В начале сегодняшнего отрывка апостол Павел вновь говорит о том, что Ветхий Завет должен отойти в прошлое, потому что пришло время исполнения Божественного завещания, а для того, чтобы завещание вступило в силу, нужно, чтобы завещатель умер, отошел, дал время действовать самому завещанию. Апостол Павел здесь, как и в других послания, хотя и в немного других формулировках, постоянно проводит важную мысль: Новый Завет несравненно выше, он делает человека ближе к Богу. Это принципиально разные миропонимания, разные жизненные позиции, и мы уже много раз говорили почему.

С 18-го стиха речь идет о жертвах и о пролитии крови, которая всегда связана с жертвоприношением. Почему и первый завет был утвержден не без крови. Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ, говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог. Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные. Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения. 22-й стих очень важен, так как в одной фразе заключает понимание всего ветхого человечества (о чем мы говорили в предыдущий раз, когда читали этот отрывок). Хочется еще раз обратить на это внимание. Все ветхозаветное человечество в широком смысле этого слова – как люди библейской культуры, так и люди языческих цивилизаций – мыслило свои отношения с Богом по принципу, что у Бога можно что-то «выпросить», «поторговаться», можно что-то Богу дать, чтобы сделать Его «обязанным». Сразу вспоминаются слова апостола Павла из Послания к Римлянам (если не ошибаюсь, это конец 11-й главы), где он задает риторический вопрос: «Кто может дать Богу наперед, чтобы сделать Его должником?» Понятно, что этот вопрос не требует ответа: никто никогда не мог ничего дать Богу наперед, чтобы сделать Его должником, ибо все исходит от Бога.

Когда мы молимся за Божественной литургией, священник перед тем, как благословить хлеб и вино, скрестив руки, поднимает над головой дискос (металлическое блюдо, на котором лежит хлеб) и Чашу, в которую налито вино, и он (либо диакон) говорит: «Твоя от Твоих, Тебе приносяще». Смысл этих слов в следующем: эти хлеб и вино Твои, Господи, не мы откуда-то взяли то, что Тебе недоступно. Бог взращивает хлеб, виноград, поэтому они – Его. «Твоя от Твоих», то есть от нас: мы, люди, тоже Его, Божии, мы не живем независимо от Бога, ни один волос, как говорится в Евангелии, не падает с нашей головы без Его воли. Таким образом, мы, люди Его, приносим Ему то, что у нас на дискосе и в Чаше, – хлеб и вино. Все принадлежит Богу, мы по большому счету не можем дать Ему ничего, что Ему бы не принадлежало.

Ветхозаветное человечество в некоторой степени наивно полагало, что с Богом можно построить отношения юридические, законнические, в каком-то смысле «товарно-денежные». Что якобы для того, чтобы у Бога появилось желание простить человека, Ему нужно получить какие-то жертвы. Но ведь еще пророки в Ветхом Завете говорили, что Богу неугодны жертвоприношения и пролитие крови животных. В Ветхом Завете приносили в жертву животных, иногда в очень большом количестве: кровь лилась рекой, если был большой праздник. В некоторых языческих культурах, например у финикийцев или в индейских культурах, которые существовали на территории Америки, приносились в жертву и люди, иногда даже младенцы, чтобы заручиться поддержкой своего бога, скажем, при строительстве нового города.

В 22-м стихе речь идет как раз об этом: Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения. Такое понимание было присуще ветхозаветному человечеству, но надо задать себе вопрос: далеко ли мы с вами уходим от этого понимания? Не считаем ли мы подчас, что нужно дать Богу что-то, как будто бы Ему не принадлежащее, тем самым вынудив Его простить нас, помочь нам. Конечно, мы не несем в церковь баранов и коров, не режем их там, не проливаем кровь, но мы приносим туда какие-то пожертвования, ставим свечечки, пишем записочки, заказываем службы. Наверное, иногда закрадывается в голову лукавая мысль, что мы «подкупаем» Бога: мы все сделали, достаточное количество свечек поставили, достаточное количество сорокоустов заказали, и теперь Бог у нас «на крючке». Конечно, это крайне наивное понимание, совершенно не богоприличное; недостойно думать о Боге таким образом, словно Бог какой-то кровожадный и Ему что-то от нас надо.

Главная позиция христианства – о чем мы уже много говорили и скажем еще раз – заключается в том, что Бог дает нам все даром. Если мы с вами сами являемся в каком-то смысле жертвами, то не в деструктивном смысле слова: дескать, Богу нужны наши страдания, ограничения, воздержание. Нет, ни в коем случае, братья и сестры! Само служение, самоотдача всегда в определенном смысле связаны с понятием жертвы, но такой путь необходим нам самим. Христос нам показал этот путь, Его жизнь и смерть – это часть единого пути, который Он проложил для каждого из нас. Поэтому, идя по этому пути, мы стараемся тоже где-то быть жертвенными, что-то отдавать, где-то служить и вообще всю свою жизнь сделать в этом смысле служением, отдачей и жертвой. Но это нужно нам самим: мы сами добьемся реализации, взрастим своего внутреннего человека в том случае, если пойдем этим путем. В этом истинный смысл понимания христианской духовной практики, зачем вообще мы, христиане, стараемся подражать Христу: чтобы самим достичь того же состояния, стать богами по благодати, «христами» с маленькой буквы. Это наш путь, а не потребность Бога в нашей крови, страданиях, боли.

Наш Бог – это Бог-Любовь, Он не кровожадный и чтобы Он простил, нам не надо проливать кровь. И вообще Он не обидчивый. Проблема не в том, что мы что-то делаем, а Он на нас обижается, и чтобы Ему не было обидно, мы прольем кровь или поставим свечку. Не надо играть с Богом в такие не богоприличные игры, нужно просто понимать, что наша христианская жизнь состоит из жертвенности, служения, из отдачи, но нам нужно пройти этот путь, чтобы дойти до состояния Христовой любви. Богу вовсе не нужны наши мучения, страдания и боль, это не доставляет Ему никакого удовольствия и не делает Его более мягким по отношению к нам. В новозаветном мышлении не требуется пролитие крови для прощения грехов. В Ветхом Завете, как мы видим, все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения , но на то он и Ветхий Завет.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать