Читаем Апостол. 26 сентября. Языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих

26 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Первое послание к Коринфянам. Глава 14, ст. 20–25

 

20. Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.

21. В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь.

22. Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих.

23. Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?

24. Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится.

25. И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог.

(1 Кор. 14, 20 - 25)

 

В этом отрывке святой апостол Павел говорит о феномене говорения на иных языках. В Древней Церкви одним из даров Духа Святого, который можно было получить при Крещении, был дар говорения на иных языках. До сих пор среди исследователей-библеистов ведется дискуссия относительно того, какие именно это были языки: иностранные, так называемый ангельский язык, гимнологический язык (особый язык, связанный с произнесением гимнов с восхвалением Господа), рудиментарный (остаточное явление от того языка, который был до Вавилонского столпотворения)? Чаще всего в православной традиции говорится именно о способности людей силою Духа Святого говорить на различных иностранных языках. Также имеет место версия о том, что это был некий экстатический ангельский язык, непонятный никому из людей, живущих на земле, имеющий происхождение в ангельском духовном мире и требующий особого экстатического перевода, который осуществлялся под действием Духа Святого.

Когда люди проявляли этот дар во время собраний, иногда возникала проблема: слушатели часто не понимали, о чем идет речь, особенно когда не было истолкователя. Если же заходили внешние люди (возможно, приходили в общину впервые или были соглядатаями, наблюдая за происходящим в христианской общине), то для них это, конечно, казалось странным, неразумным. Это волновало апостола Павла, он заботился о том, чтобы всегда была польза для общины: как для тех, кто уже входит в нее, так и для тех, кто потенциально может войти. Поэтому он начинает этот отрывок словами: Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни . Об этом мы с вами говорили в прошлый раз, когда комментировали Послание к Ефесянам. Апостол говорит: на злое будьте младенцы, но по уму будьте зрелы, рассудительны.

Дальше апостол Павел цитирует пророка Исаию: В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь. Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих . Эти два стиха связаны между собой. Апостол Павел вспоминает завоевание народа Божия ассирийцами, которое воспринималось как кара Божия для отступивших от Бога людей, избранных древней Иудейской Церкви. Пришедшие ассирийцы говорили на незнакомом для иудеев языке. Получалось, что слышание слов на иностранном языке являлось символом наказания Божьего. Поэтому апостол Павел пишет, что это не для верующих: они и так верят Богу, и так с Ним, им требуется наставление, вразумление. А для неверующих, которые не познали Бога, противятся Ему, нужно наказание, как это было во время завоевания Израиля ассирийцами.

Дальше апостол Павел пишет о конкретной ситуации в общине: Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь ? Действительно, представим человека, плохо знающего церковные обычаи и нюансы, связанные с проявлением даров Духа Святого, или неверующего человека, критически настроенного к христианской общине. Видя какое-то «бесчинство», например христианина, который громко разговаривает на непонятном языке, находится в экстазе, внешний человек сочтет это признаком беснования, безумия, может возникнуть вопрос, не сошли ли эти люди с ума?

Но когда все пророчествуют (а пророчество это тоже один из даров Духа Святого) , и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится. И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог. То есть когда произносится понятное всем пророчество, которое обличает всякого человека, ставит его перед судом Божиим, то, конечно, даже неверующий, понимая смысл слов, обличается: обнаруживаются тайны его сердца, он падает на колени, поклоняется Богу и говорит: «Истинно с вами Бог». То есть пророчество понятно и членам общины, и тем, кто еще в ней не состоит. Для нас с вами это тоже в некотором смысле является наставлением, потому что в наше время говорение на незнакомом языке можно отождествлять с богослужением, которое совершается не очень старательно и членораздельно, где плохо понятно, о чем идет речь. Если внешний человек зайдет, он, ничего не поняв, подумает: как здесь люди молятся, если ничего не понятно. Если он попадет на хорошую проповедь, которую священник произносит вразумительно, ревностно, то он тоже может получить обличение и наставление. Мы должны стараться, чтобы за богослужением все всегда было чинно, понятно и чтобы проповеди могли хотя бы немного претендовать на роль древних пророчеств, обличая всех нас, в том числе тех, кто заходит в церковь как внешний человек, еще не принадлежащий к общине.

Напоминаю о необходимости для на с с вами ежедневно читать Слово Божие, потому что в нем великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать