Читаем Апостол. 26 мая. Истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему

26 мая 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 10, ст. 34–43.

 

34. Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен,

35. но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.

36. Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех.

37. Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном:

38. как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним.

39. И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе.

40. Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться

41. не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых.

42. И Он повелел нам проповедывать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых.

43. О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.

(Деян. 10, 34 – 43)

 

Дорогие братья и сестры, вчера мы переместились немного вперед и читали про апостолов Павла и Варнаву, а сегодня вернулись к 10-й главе, где идет речь об обращении ко Христу римского сотника Корнилия. Здесь мы видим проповедь апостола Петра перед Корнилием и всеми, кто собрался вместе с ним.

Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.

Прекрасный лозунг, который открылся Петру Духом Святым через виде́ние, явленное ему в начале 10-й главы. Бог нелицеприятен, то есть не смотрит на лицо человека, его социальный статус, принадлежность к какому-либо народу, его прошлое. Человек, который поверил во Христа, боящийся Его и поступающий по правде, конечно, приятен Богу. Врата Царства Божия открылись для каждого с пришествием Иисуса Христа, человеку нужно только войти в эти врата. Как говорят богословы, в том числе современные, врата Царства Божия закрываются только со стороны человека, а со стороны Бога они уже никогда не будут закрыты. С пришествием Христа вообще появилось понятие «Царство Божие» – конечно, не как что-то земное, но как, с одной стороны, нечто, находящееся внутри человека, о чем говорил Христос, а с другой – как что-то, ожидающее нас после славного Второго Пришествия Христова, нематериальное, духовное.

Итак, Бог нелицеприятен, и Ему приятен всякий человек, живущий по правде, по заповедям Божиим, по тем принципам, которые являются достаточно универсальными. Мы уже говорили, что заповеди закона Моисеева не являются по своим формулировкам какими-то уникальными в контексте древнего мира, в особенности те, которые касаются отношений между людьми. Заповеди «не убивай своего ближнего», «не кради у него», «не прелюбодействуй», «не бери себе чужую жену» существовали и в других народах. На тот момент эти заповеди носили узко национальный характер: иудей не должен был убивать иудея, иудей не должен был красть у иудея, брать его жену. Когда иудеи приходили к язычникам, эти правила не работали: иудеи язычников убивали, брали их имущество и могли взять себе жену язычника, если она понравилась.

Заповеди давались сообразно времени, и десять заповедей, когда-то данных Моисею, позже, вследствие христианской закваски, были возведены на новый уровень. Сейчас в нашем, как говорят, постхристианском обществе любой кодекс (уголовный, административный), любые правила общежития уже выше, чем заповеди Моисея в том контексте. Если в то время во имя Божие можно было убить иноплеменника, который не верит в Единого Истинного Бога, то сейчас никто не может безнаказанно убить другого человека, пусть даже другой веры, с другим цветом кожи, других политических воззрений; отдельно стоит только вопрос самозащиты. Христианская закваска все-таки принесла свои плоды, и те правила, которые есть в светском обществе, находятся на новом уровне по сравнению с древними заповедями, хотя тогда общество было вроде бы религиозное, а теперь не совсем.

Поэтому апостол Петр сказал эти слова в какой-то степени на века: всякий человек в любом народе, в любой культуре, боящийся Бога и поступающий по Его правде, приятен Богу и сейчас. Это нужно всегда помнить и понимать. Когда мы проповедуем Христа, мы зовем человека к чему-то большему, к новому горизонту, новой ступеньке, но при этом нельзя считать, что тот, кого мы призываем и пытаемся обратить в христианство, хуже нас или более аморален. Почему-то православные христиане позволяют себе говорить, что атеист или человек другой веры автоматически является аморальным человеком, смотрят свысока на человека, мыслящего по-другому. Это ни в коем случае не должно быть присуще христианину. Даже слова апостола Петра об этом говорят: если человек, считающий себя неверующим, стремится к исполнению принципа любви, милосердия, сострадания, честности, порядочности, то этот человек по-своему приятен Богу. Такие люди есть, каждый, наверное, сталкивался с такими людьми в своей жизни. Другое дело, что человек еще не сделал следующий шаг, не вошел в христианский образ жизни и мысли. Но ведь мы должны понимать, что всему этому кто-то его в свое время научил, а потом мы, христиане, с которыми он столкнулся, не смогли научить его, показать пример, раскрыть красоту и глубину христианства. Он мог стать христианином, но не стал из-за нас. Таким образом, этот грех будет спрашиваться с нас, а он будет судиться по закону совести, как говорится у апостола Павла в Послании к Римлянам.

Такой человек может остаться приятным Богу, как здесь написано, а то, что он не пришел ко Христу, во многом может быть связано именно с тем, какие мы миссионеры: не всегда доброжелательные, подчас агрессивные, часто невежественные. Невежественность иногда представляется чуть ли не добродетелью, а на самом деле, братья и сестры, это ужасно, если мы пытаемся надавить на человека, будучи сами невеждами в каких-то вопросах, говорим: «Ты неправ», хотя сами не разбираемся в каком-то предмете. Это нужно помнить и учитывать, потому что мы тоже в какой-то степени повторяем миссию апостолов и их путь, но как мы это делаем: хорошо или плохо зависит от нас, от нашей образованности, глубины, порядочности, воспитанности. Как мы это будем делать, так и сможем показать христианство всем боящимся Бога, приятным Ему, угодным Ему, но еще не пришедшим ко Христу.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать