Читаем Апостол. 26 апреля. Десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих; и прочие объяты были страхом и воздали славу Богу небесному

26 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Читается Откровение Иоанна Богослова.

 

В первые три дня Страстной седмицы Святая Церковь за богослужением не читает отрывки из Апостола, а только из Евангелия. Поэтому мы имеем возможность еще поговорить о книге Апокалипсис.

Вчера мы прочитали самое начало 11-й главы и сказали, что 11-я глава является центром всей книги Апокалипсис. Напомню, у многих толкователей есть версия о том, что Апокалипсис имеет хиастическую структуру. Об этом мы тоже подробно говорили, поэтому лишь напомним: смысл в том, что главная мысль содержится не в конце книги, а в ее середине. Этой серединой в Апокалипсисе и является 11-я глава. Здесь идет речь о двух свидетелях, которые облечены во вретище, то есть одежду, символизирующую покаяние. Два свидетеля – это символическое число верного свидетельства Церкви, то есть Церковь есть верный свидетель Христов: она проповедует или свидетельствует о покаянии.

4. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли.

5. И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту.

6. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят.

7. И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их,

8. и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят.

9. И многие из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною, и не позволят положить трупы их во гробы.

10. И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле.

11. Но после трех дней с половиною вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них.

12. И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их.

13. И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих; и прочие объяты были страхом и воздали славу Богу небесному.

(Отр. 11, 4–13)

 

Уже в этом отрывке мы находим основной смысл, главное христианское послание всей книги Апокалипсис. Эти два свидетеля проповедуют, но в конце концов они убиты, и их враги радуются и «царствуют» в течение трех дней с половиною. В данном случае этот срок – такая же метафора, как и три с половиной года, то есть время последнего властвования богоборческих сил. Когда это последнее время (три с половиной дня, три с половиной года, сорок два месяца или тысяча двести шестьдесят дней) подойдет к концу, то Бог воскресит этих двух свидетелей, то есть Церковь в ее свидетельстве.

12. И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их.

13. И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих; и прочие объяты были страхом и воздали славу Богу небесному.

Последний стих – принципиальный. Может быть, даже в нем одном сосредоточена главная мысль. Произошло землетрясение, десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих. Если мы с вами обратимся к Ветхому Завету, то увидим в исторических или пророческих книгах, что когда кара Божия постигала людей, то все было ровно наоборот. Здесь есть принцип перевернутой арифметики. Когда происходит определенное наказание Божие (есть конкретные отрывки из Ветхого Завета, они указаны в книге отца Ианнуария), то десятая часть остается, а девять десятых гибнет. Здесь все наоборот: одна десятая часть – люди, которые совсем не покаялись, не пришли к исправлению – гибнет, а девять десятых приходят к спасению.

То же самое дальше: семь тысяч имен человеческих погибает при землетрясении, в Ветхом же Завете в подобной ситуации семь тысяч имен человеческих спасается, а все остальные погибают. Это принципиально, братья и сестры. При этом все те, которые не погибают, объяты были страхом и воздали славу Богу небесному. Смотрите, как это сильно отличается от 21-го стиха 9-й главы: третья часть людей была уничтожена, а те, кто остался, не раскаялись в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем (Откр. 9, 21). Репрессии не подействовали, люди не изменились и не покаялись, а здесь – покаялись. Бог спас большинство людей, и те, кто спаслись, покаялись и воздали славу Богу, а погиб только малый остаток. С точки зрения ветхозаветного мышления спасается только малый остаток, а все остальные гибнут.

Это и есть то, что принципиально отличает Новый Завет и христианство от Ветхого Завета и иудаизма. Иудаизм всегда мыслил себя ограниченно, в том числе по этническому признаку: только иудеи являются богоизбранным народом, только они спасутся, и то малый остаток; все остальные должны погибнуть, они неугодны Богу. Христианство открывает двери Царства Божия для всех народов, выходит навстречу всем людям, независимо от их национальности. Задача Церкви Христовой заключается в том, чтобы нести миру согласное свидетельство о том, что Бог есть Любовь и призывает к спасению каждого человека. Не через репрессии, а именно через это свидетельство произойдет покаяние и спасение, через служение Церкви большинство людей спасется, хотя минимальный остаток, который не покается, все-таки погибнет.

Вот центр, вот ядро, дорогие братья и сестры! Вокруг этой 11-й главы мы постоянно видим проявление Божиего гнева, кары Господней, наказания: при снятии семи печатей, когда ангелы трубят в трубы, во время появления семи чаш гнева Божиего. Но ядро всей книги Апокалипсис говорит о том, что в конечном итоге человек приходит ко Христу не только через наказания. Борьба и наказания не отрицаются, они тоже будут, но человек приходит к Богу и покаянию через согласное свидетельство Церкви, через любовь, которую показывает Церковь, чрез радость и мир. Мы часто говорили, что три основных плода Духа Святого –любовь, радость и мир. Через это христианин спасается сам и приводит к спасению других людей, а не через суд, отвержение, обличение, осуждение и кары. Вспомним слова Господа из Евангелия от Иоанна: «Я пришел не судить мир, но спасти». Церковь Христова продолжает спасительную миссию Самого Христа. Это, братья и сестры, главное, что нам нужно понять, прочитав книгу Апокалипсис.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать