Читаем Апостол. 25 февраля. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас

25 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Первое послание Иоанна. Глава 1, ст. 8-10; глава 2, ст. 1-6.

 

1:8. Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас.

1:9. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.

1:10. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас.

2:1. Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника;

2:2. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.

2:3. А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди.

2:4. Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины;

2:5. а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем.

2:6. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал.

(1 Ин. 1, 8 – 2, 6)

 

Братья и сестры, мы с вами перешли к следующему новозаветному тексту – соборному Посланию апостола Иоанна Богослова. Всего таких посланий в Новом Завете три, и сейчас мы перешли к первому из них. Эти послания по-своему очень интересны. Мы познакомились с богословием апостола Павла, с мыслями апостола Иакова, с богословием апостола Петра, и вот теперь перед нами еще один очень интересный пласт богословия, интересный человек – апостол Иоанн Богослов, который в Евангелии называется любимым учеником Господа. Апостол Иоанн написал одно из четырех Евангелий (последнее), три соборных Послания, а также считается автором последней книги Нового Завета – Апокалипсис, которая также называется Откровение Иоанна Богослова.

Апостола Иоанна часто называют «апостолом любви», потому что он, наверное, более других, даже более апостола Павла, говорит о том, как Бог возлюбил мир. И в Евангелии от Иоанна, и в его соборных посланиях эта тема занимает центральное место. У апостола Павла тоже много об этом говорится, есть прекрасный гимн любви в Послании к Коринфянам, но у Иоанна Богослова эта тема является магистральной.

Сегодня мы начали читать послание не с самого начала, а как указано в календаре – с 8-го стиха 1-й главы. Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас. Очень интересный момент. Действительно, очень часто человек, приходя в церковь на исповедь, особенно в начале своего пути, не всегда может четко рассказать, в чем он неправ, в чем согрешил. Не так давно мы читали Послание апостола Павла к Евреям (причем дважды прочитывали одни и те же отрывки) и много говорили о том, что если с ветхозаветной точки зрения грех – это что-то довлеющее, то во Христе Иисусе мы от этого избавлены. Иисус Христос Своей жизнью и Своей смертью избавляет верующих в Него от греха в понимании «дамоклова меча», который висит над человеком, и у того нет никакой возможности выйти из этой ситуации.

До Воскресения Христа люди после смерти не имели возможности попасть ни в первозданный рай, ни в Царство Божие в христианском смысле слова, но все попадали в шеол (аид, или ад) – «коллективную могилу», где влачили призрачное существование. Через Христа, как пишет Павел в Послании к Евреям, люди получили возможность не приносить большой жертвы, избавлены от сознания довлеющего над нами греха как чувства вины, отверженности Богом, ощущения, что они более рабы, нежели дети. В христианстве мы четко понимаем, что обретаем статус и право детей Божиих, а не рабов. С другой стороны, чтобы воспользоваться плодами спасения, тем, что Христос уже совершил с объективной точки зрения, мы должны совершить свою субъективную работу, должны быть постоянно в движении, постоянно очищать свое сознание, протирать его как зеркало. Мы говорили, что ум человеческий – это «двойное зеркало»: оно может искажать как наше внутреннее бытие, так и бытие вокруг нас. И наша задача – постоянно стирать пыль с этого «зеркала», чтобы получать неискаженное представление и тем самым давать возможность Господу говорить с нами через наше сердце, если мы говорим про нашего «внутреннего человека», а также через какие-то внешние проявления, чтобы мы могли увидеть эти знаки Божии, услышать голос Божий. Это все, конечно, метафоры, антропоморфизмы: голос Божий, рука Божия, глаза Божии – это некие попытки сказать о Боге по аналогии с человеком, конечно же, они условны, и тем не менее помогают нам в том, чтобы хоть как-то выражать свои мысли относительно нашего взаимодействия с Богом. Чтобы двигаться в этом направлении, мы должны постоянно заниматься очищением, изменением своего сознание. Напомню, покаяние (по-гречески «метанойя») – это и есть изменение сознания, изменение образа мысли. Наша задача – постоянно работать со своим сознанием, двигаться к его изменению.

Главным моментом, который нужно изменить, который изначально ставит все с ног на голову, является то, что человек призван осознать не свою автономность, независимость от Бога, от всех остальных людей, а именно понять, что источник бытия есть Господь, а человек ценен лишь в связи с этим источником бытия. Когда человек понимает, что он не сам по себе оторванная единица и не сам по себе хорош (это как раз корень гордыни, самолюбия, высокомерия), а что он часть чего-то великого и необъятного, тогда гордыня сходит на «нет» и человек начинает движение к чему-то по-настоящему, большему. Чем дальше человек двигается, тем больше видит свои несовершенства, моменты, которые нужно «отшлифовать». Возможно, раньше он видел только какие-то грубые свои недостатки, а теперь видит уже более тонкие моменты и пытается все это «шлифовать», более тщательно «стирать пыль», даже незаметную на первый взгляд.

Иоанн Богослов говорит, что если мы не видим, что нам надо работать, двигаться, тогда мы сами себя обманываем и нет в нас истины. Нет предела совершенству, к Богу можно двигаться бесконечно, и чем дальше мы движемся, тем больше понимаем, что все больше и больше горизонт. Великий Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю», хотя он был мудрецом и, наверное, знал больше, чем все окружающие его люди. Но именно благодаря тому, что знал он немало, ему казалось, что еще больше он не знает. Так всегда: чем больше человек знает, тем больше видит тех вещей, о которых пока не имеет представления, и наоборот: если человек мало знает, ему кажется, что он знает практически все. Это действительно очень важный момент. Повторю, что речь идет не о каком-то довлеющем чувстве вины, как это было у ветхого человека, а именно о чувстве ограниченности, несовершенства, понимании того, что нужно постоянно двигаться к чему-то большему, восходить от славы к славе. Это то, что христианин всегда призван за собой замечать.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать