Читаем Апостол. 25 апреля. Встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем. А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам

25 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Читается Откровение Иоанна Богослова.

 

Мы с вами милостью Божией дожили до последней недели перед Святой Пасхой. В первые три дня Страстной седмицы, как и в будние дни Великого поста, Святая Церковь не читает отрывки из апостольских посланий, хотя Евангелие читается. Поэтому мы с вами имеем возможность в эти три дня еще поговорить о книге Апокалипсис, которую читали в течение Великого поста. Безусловно, мы не успеем ни прочитать эту книгу полностью, ни тем более прокомментировать, но в эти три беседы постараемся подвести предварительный итог нашему прочтению.

В прошлый раз я говорил о том, что структура книги Апокалипсис чрезвычайно интересна и необычна для привычного нам линейного взгляда и понимания текста. Мы поговорили о том, что структура этой книги, по мнению многих толкователей, является хиастической, то есть построенной по принципу хиазма. Рекомендую подробнее прочитать об этом в специальных статьях в Интернете, набрав в поисковике, например, «хиазм в структуре Апокалипсиса», или хотя бы посмотреть предыдущую передачу за пятницу, где говорилось об этом. Сейчас только напомню смысл этого принципа. Главная мысль находится не в конце повествования, а в середине, а начало и конец книги являются в какой-то степени параллельными. Другие компоненты книги тоже являются параллельными по мере приближения к центру, а в центре повествования находится главная мысль, которая не имеет параллелей в других местах книги. С точки зрения этой структуры, именно 11-я глава является центром, который содержит главное богословское послание всей книги Апокалипсис.

Вспомним содержание книги Апокалипсис до 11-й главы. После посланий семи церквям Асийским наступает момент снятия печатей с книги, которую достоин открыть Агнец. Исполняются казни Божии, гибнет одна четвертая часть всего сущего, в том числе человечества. Потом ангелы начинают трубить в шесть труб, после которых гибнет третья часть всего сущего. Затем приходят семь громов, но Иоанну Богослову велено не записывать то, что ему говорят семь этих громов. То есть гибели половины всего сущего не наступает, а Иоанну велено пророчествовать иначе, с новой точки зрения. Если кто-то прочитает книгу далее, то увидит, что там вновь повествуется о борьбе христиан с врагами Церкви, есть образ зверя, дракона, то есть сатаны, казни Божии, семь чаш гнева Божия (об этом мы не успеем поговорить, разве что когда-нибудь в другое время).

Мы видим, что и до 11-й главы, и после нее происходят суды Божии – некое возмездие неверующему человечеству. Но во всем этом есть мысль о том, что через одни суды и возмездие невозможно привести человечество (по крайней мере, больше, чем какую-то малую часть людей) к покаянию. А ведь в отличие от иудаизма, который был религией замкнутого меньшинства, христианство выходит навстречу всему миру, и задача христиан и Церкви – проповедью и свидетельством верных привести ко Христу как можно большее количество людей. О том, как это сделать, говорится в 11-й главе. Это призвание каждого христианина, задача для всех, кто себя считает свидетелем верным, свидетелем Христа.

1. И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем.

2. А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца.

Дается задание измерить храм Божий. Мы знаем, что во времена, когда писался Апокалипсис, Иерусалимский храм был уже разрушен. Это случилось в 70-м году, а Апокалипсис был написан в конце I – начале II века, после 90-х годов, когда были преследования императора Домициана. Соответственно, это некая метафора об измерении храма, причем чтобы верующие находились во внутреннем дворе и были избавлены от бедствий последних времен, а внешний двор – для язычников.

Сказано, что язычники будут попирать святой город сорок два месяца. Это тоже символическое число, не нужно пытаться высчитывать этот срок с какого-то конкретного времени. Сорок два месяца – это три с половиной года, или тысяча двести шестьдесят дней. Все эти числа очень важны: они нас переносят во времена II века до Рождества Христова, когда были страшные гонения Антиоха Епифана. Он повелел поставить статую Зевса в храме и приносить там жертвы, соответственно, осквернил Святая святых. Как мы помним, из-за этого восстали братья Маккавеи и случилась маккавейская война, закончившаяся победой иудеев. Она продолжалась три с половиной года, и с тех пор три с половиной года стали числом священной войны, которая заканчивается победой и символом ограниченной власти демонских, бесовских сил. Действительно, три с половиной года, пока шло сопротивление этих Маккавеев, дьявол все-таки доминировал, притеснял верующих в Истинного Бога, а по прошествии трех с половиной лет иудеи все же победили.

3. И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище.

Это символическое число (как и сорок два месяца, или три с половиной года), только выраженное в другом исчислении, другими категориями. Сказано, что свидетели будут облечены во вретище – одеяние покаяния. Кто же такие два свидетеля? Согласно толкованиям это число тоже символическое, не нужно думать, что это два конкретных человека. В Библии, в частности в Апокалипсисе, два – это число истинного свидетельства. Чтобы засвидетельствовать истинность какого-то положения, достаточно было двух или трех свидетелей. Если два человека говорили одинаково, то было достаточно двух, но если один человек говорит одно, а второй другое, то требовался третий, который бы подтвердил правоту первого либо второго. Вспомните слова Господа: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Эта фраза тоже основывается на ветхозаветном правиле, что истинность подтверждается двумя или тремя свидетелями. Поэтому два свидетеля в данном случае – это символ истинного свидетельства всей Церкви, а в чем это истинное свидетельство, мы с вами узнаем уже в следующий раз.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать