Читаем Апостол. 24 июля. Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение

24 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 10, ст. 1–10.

 

1. Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение.

2. Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению.

3. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией,

4. потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего.

5. Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им.

6. А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести.

7. Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести.

8. Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем.

9. Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься,

10. потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.

(Рим. 10, 1-10)

 

В будние дни мы уже достигли 16-й главы Послания к Римлянам, а в субботу и воскресенье как всегда немного отклоняемся назад и читаем ранее пропущенные отрывки. Напомню, что если 8-я глава (которую мы читали вчера) говорит о предназначении христианина – его пребывании в Духе Святом, духе богосыновства, то 9 – 11-я главы посвящены размышлениям апостола Павла о судьбах израильского народа и народов языческих. Павел очень четко формулирует свою позицию как в начале 9-й главы, так и здесь:

1. Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение.

Апостол молится, надеется и очень желает, чтобы Бог привел ко спасению даже тот Израиль, который отпал. То есть у Павла совершенно нет никаких мстительных, нехристианских чувств по отношению к иудеям. Он понимает, что иудеи отвергли Господа, распяли Его, гонят христиан и апостолов, именно иудеи подвергали гонениям и апостола Павла. Вспомним книгу Деяний в каждом городе, где проповедует, Павел в первую очередь идет в синагогу. Прежде всего он хочет донести евангельскую весть о Христе до своих единоплеменников иудеев, поскольку иудейский народ все-таки богоизбранный.

Апостол Павел говорит, что обетования у них никто не отнимает, Бог не возьмет Свое слово обратно, поэтому все равно всё от них, они корень. Как вы помните, в этих самых главах, где речь идет об Израиле, говорится, что Бог дал возможность израильскому народу быть корнем, к которому уже прививается дикая маслина, то есть языческий народ. Но Бог все равно может даже отпадший Израиль вернуть обратно. Как пишет Павел, даже если хорошая ветвь отломилась, она привьется еще лучше, потому что некогда была у этого корня. Здесь мы видим, что отношение Павла к данной ситуации вполне четкое и однозначное. Надо понимать это, дорогие браться и сестры, потому что, скажу об этом еще раз, среди христиан иногда все-таки встречается дух некоего антисемитизма, желание относиться агрессивно и не совсем по-христиански, не так, как это делал апостол Павел. Такие люди считают, что надо как-то враждебно, с неприятием относиться к представителям иудейского народа, а вовсе не с ощущением того, что есть надежда и смысл молиться, чтобы Господь призвал в Церковь, Новый Израиль, всех тех, кто был в противлении, или, как говорит апостол Павел, в непослушании.

2. Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению.

3. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией,

4. потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего.

Апостол говорит, что его собратья иудеи имеют ревность о Боге, но не по разуму, не по рассуждению. Мы знаем это ставшее устойчивым выражение «ревность не по разуму». Действительно, Павел и сам понимает, что это такое, ведь и он до встречи с Христом по дороге в Дамаск был таким же ревностным не по разуму иудеем: хотел гнать христиан, стереть их с лица земли, потому что иудеям и ему самому, тогда еще Савлу, казалось, что нужно минимизировать влияние и распространение этого пагубного, с их точки зрения, учения. И теперь, уже став апостолом, он изнутри собственного опыта пишет о том, что иудеи имеют эту ревность, считают, что христианство – что-то вредное, что не должно существовать и что нужно как-то укротить. Почему это так? Павел пишет здесь об этом:

3. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией.

Мысль понятная, апостол Павел очень много пишет об этом в Послании к Римлянам: вся проблема ветхого иудаизма в том, что иудеи пытались спастись своей собственной праведностью, которую они «усиливались поставить», то есть поставить во главу угла, сделать фактором спасения. Павел очень много писал в этом Послании о том, что праведности нет ни у кого: хоть языческий мир погряз в беззаконии, хоть иудейский, который, хотя и имеет закон, но не поступает по нему. Значит, праведности нет ни у кого: все согрешили и лишены славы Божией. Тем не менее иудейский народ пытался выглядеть более праведным за счет каких-то ритуалов, за счет избранности. Иудеи, а особенно их вожди считали, что есть какие-то привилегии, какое-то превосходство. Помните диалог с воображаемым собеседником в начале 3-й главы, где апостол Павел спрашивает, есть ли какое-то преимущество в том, чтобы быть иудеем? И отвечает: да, преимущество есть, потому что обетование, отцы и благословение – все это было дано именно иудеям. Но есть ли какое-то превосходство у иудеев? Нет, превосходства, разумеется, нет, потому что все согрешили непослушанием и все в конечном итоге спасаются не своей праведностью, а правдой Божией. Как мы уже говорили, правда Божия – это верность Бога Своим обетованиям, Своему слову.

И в 4-м стихе апостол Павел подытоживает эту мысль:

4. потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего.

Напомню, что с помощью русского слова «конец» переводят два разных греческих слова: «эсхатон» – это некая граница, предел, всякие эсхатологические чаяния. Эсхатология –область богословия, которая говорит о последних временах, обо всем, связанном с Апокалипсисом, где сказано том, что произойдет в преддверии самого конца, что из себя будет представлять сам конец и что будет за пределами этого эсхатона, за его границей. Также слово «конец» – это перевод греческого слова «телос». Телос – конец как завершение, исполнение, совершение и цель. Здесь речь идет как раз о том, что Христос – это завершение, исполнение закона, потому что только Христос и жизнь в Духе Святом способны дать человеку возможность по-настоящему исполнить закон и поскольку исполнение закона есть любовь. В любви Божией можно пребывать, только пребывая во Христе Иисусе.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать