Читаем Апостол. 24 февраля. Долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам

24 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Второе послание Петра. Глава 3, ст. 1–18.

 

1. Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл,

2. чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими.

3. Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям

4. и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же.

5. Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою:

6. потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою.

7. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков.

8. Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день.

9. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.

10. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят.

11. Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам,

12. ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают?

13. Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда.

14. Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире;

15. и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам,

16. как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания.

17. Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения,

18. но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь.

(2 Пет. 3, 1 – 18)

 

Это окончание Второго соборного послания апостола Петра, третья глава, которую мы с вами полностью прочитали. В ней очень много интересного, на чем можно остановиться и на что обратить внимание.

Апостол Петр, продолжая свои увещевания, говорит о некоторых наглых ругателях, которые явятся в последние дни и будут учить о том, что Пришествия Господня, возможно, не будет: якобы дни идут, Господь не приходит. Но апостол Петр возражает, говоря, что, во-первых, мы не можем заниматься исчислением: Бог живет вне времени и у Него может быть один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Время – это действительно нечто условное и было сотворено вместе с миром. К тому же то время, в котором живет человек, пропущено через призму человеческого сознания; можно даже сказать, что человек сам «создал» это время, разделив его на какие-то отрезки: минуты, часы, годы. Во многом это было сделано для удобства существования в этом мире, например, чтобы можно было понять, когда приходить на работу и когда с нее уходить. Это имеет условный характер, а вовсе не абсолютный. Поэтому считать, что две тысячи лет, которые прошли со времени Пришествия Христа, являются большим периодом, было бы наивно. Для Господа эти две тысячи лет – одно мгновение, Бог живет вне времени и видит все, что происходит, в настоящем времени. Это очень трудно понять нашему ограниченному уму, но можно постараться хотя бы приблизительно ощутить, что это такое, и признаться самим себе в том, что Божественная вневременность не имеет ничего общего с нашим ограниченным временем.

В 15 –16-м стихах есть очень интересное упоминание об апостоле Павле. С одной стороны, апостол Петр говорит о Павле с уважением: брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам. Действительно, апостолы Петр и Павел – два первоверховных апостола. Несмотря на то, что у них были разногласия, о чем мы знаем из Послания апостола Павла к Галатам, они делали одно общее дело. Просто они разделились: апостол Петр больше проповедовал иудеям, а апостол Павел взял на себя миссию проповеди среди язычников.

Тем не менее в 16-м стихе об апостоле Павле сказано: как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания. Почему именно слово неудобовразумительное было избранно для того, чтобы описать труды, послания апостола Павла? Мы не раз говорили, что апостол Павел – великий богослов, очень тонкий проповедник и психолог; его богословие глубокое, парадоксальное. Возможно, в чем-то оно неоднозначное, дискуссионное, поэтому здесь и сказано, что кто-то может превратно его понять, испугаться и отвергнуть какие-то мысли, посчитав их в чем-то вольными. Даже в наше время труды апостола Павла не очень хорошо знакомы православному человеку, в том числе читателям Нового Завета (в основном Евангелия), потому что они не всегда понятны. Без толкования подчас очень трудно понять, что имел в виду Павел, особенно в своих фундаментальных, самых подлинных посланиях: к Римлянам, к Галатам, в чем-то это касается и Послания к Коринфянам.

Апостол Петр тоже прекрасный проповедник, и из его трудов мы видим, что он обычно говорит более прямолинейно, его наставления более конкретные, однозначные, не предполагают какой-то дискуссионности, парадоксальности. Поэтому понять апостола Павла, по-настоящему проникнуться его глубиной, парадоксальностью, незаурядностью было не всегда просто, как в те времена, так и в наши.

Наверное, до сих пор кто-то может подписаться под словами апостола Петра и сказать, что у апостола Павла много чего непонятного, неудобовразумительного, соблазнительного, дискуссионного. Тем не менее, когда мы начинаем по-настоящему изучать послания Павла, в особенности самые интересные и глубокие тексты, то понимаем, насколько этот человек был проникнут Духом Христовым. Именно от него мы узнаем о таких понятиях, как свобода во Христе, водимость Духом Святым. Без этих понятий трудно представить себе христианство, и именно Павел, несмотря на трудность их разъяснения, все-таки взялся за это и оставил нам свои прекрасные труды. Поэтому не будем бояться парадоксальности мысли апостола Павла, даже если нам кажется, что там есть что-то неудобовразумительное, будем стараться изучать его послания, как и другие новозаветные тексты. Заслуга и труд апостола Павла, наверное, в каком-то смысле стоят особняком, а без понимания его посланий понимание всего Нового Завета будет крайне ущербным, если вообще возможным.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать