Читаем Апостол. 24 декабря. Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом

24 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Евреям. Глава 10, ст. 35–39; глава 11, ст. 1-7.

 

10:35. Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние.

10:36. Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное;

10:37. ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит.

10:38. Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.

10:39. Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души.

11:1. Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.

11:2. В ней свидетельствованы древние.

11:3. Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое.

11:4. Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще.

11:5. Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.

11:6. А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.

11:7. Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере.

(Евр. 10, 35 – 11, 7)

 

Братья и сестры, мы с вами понемногу переходим к отрывку, где апостол Павел уделяет достаточно много внимания рассуждению о том, что вообще такое вера. Это очень важный момент, потому что все мы называем себя верующими в Бога, но что такое вера и как ее понимать, возможно, не всегда готовы адекватно ответить.

Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное; ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит. Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя. Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души. Апостол Павел призывает к терпению. Напомню, слово, которое у нас переводится с греческого языка как терпение, с точки зрения оригинала в большей степени означает «непоколебимость, стойкость». Можно было бы прочитать 36-й стих так: Непоколебимость нужна вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное.

Каждый человек с духовной точки зрения рождается в этот мир для того, чтобы исполнить волю Божию. По большому счету это единственное призвание человека с точки зрения Божественного Промысла. Часто мы не задаемся вопросом, в чем воля Божия и наше предназначение. Господь говорит нам об этом: дает какие-то знаки по жизни через людей, через события, через обстоятельства, иногда через какие-то скорби, страдания, но мы подчас все равно не задаем себе этот вопрос. Кто в современном мире даже из людей, называющих себя верующими, спросит себя по-настоящему серьезно: как я призван исполнить волю Божию, в чем мое предназначение? В церковь, к Христу, Христовой вере прибегают в основном, чтобы поправить сложные моменты в жизни, попросить у Бога помощи. Религия всегда выполняла эту функцию, давала человеку надежду, возможность обратиться к Богу, установить какие-то отношения, ведь само слово религия означает «восстановление связей».

Однако когда мы говорим не о религии, а собственно о вере: о том, что пытаемся доверить Богу свою жизнь, услышать, в чем состоит воля Божия и как правильно прожить жизнь, то есть выполнить волю Божию о себе, эти вопросы современный верующий человек, наверное, задает себе не очень часто. Поэтому религиозность, церковность часто носят периферийный характер. Главное место занимает не Бог, не воля Божия о нас, а нечто другое. Бог же для человека существует на тот случай, если что-то идет не так. Мы не хотим кого-то осудить, это лишь констатация факта, трезвый взгляд на самих себя в первую очередь. Как можно требовать от неверующего человека какого-то доверия, размышления о том, что есть Бог и воля Божия, если он в Бога не верит? А мы, верующие, по отношению к самим себе должны этот вопрос задать: размышляю ли я, какова воля Божия обо мне, каково мое предназначение в этой жизни?

Обычно, как говорят светские люди, предназначение мужчины – родить сына, построить дом и вырастить дерево. Это прекрасные жизненные земные цели, но с духовной точки зрения, конечно, все совсем по-другому. Наше предназначение, воля Божия о нас может быть такой, какой мы и не ожидаем. Апостол Павел как раз говорит о том, что люди, которые доверяли Богу по-настоящему, откликались на зов Божий, иногда совершали такие действия, которых не ожидали сами от себя. Это действительно были люди, готовые перевернуть свою жизнь только по одному зову Божию.

11-я глава начинается очень важным стихом. Наверное, это единственное место в Новом Завете, где дается такое четкое, как в словаре, определение веры. Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Получается, если мы всем сердцем доверяем Богу, значит, то, чего мы ожидаем, к чему стремимся всем своим сердцем, осуществляется благодаря нашей вере, нашему доверию. Если мы всеми силами стремимся к тому, чтобы создать в своем сердце и своем существе Царство Божие, дать Богу властвовать над нами, руководить нашей жизнью, то через это доверие Богу, Божественному Промыслу и созидается в нас Царство Божие, Бог становится царем нашей жизни и ведет нас по жизни. Соответственно, то, к чему мы стремились, то есть Царство Божие, через веру становится не ожидаемым и гипотетическим, а осуществленным.

Уверенность в невидимом – тоже важный момент. Мир в своих материальных формах является видимым, легко воспринимается каждым человеком и любым живым существом, имеющим органы чувств. Но есть за этим видимым миром его невидимая суть. Весь мир пронизан Божественными энергиями, в материальном мире невидимым образом присутствует благодать Божия. Мы говорим о Святом Духе, который везде присутствует и все наполняет. Хотя мы не можем увидеть этого физическими глазами (правда, особо просветленные люди, в которых сугубо присутствует благодать Святого Духа, возможно, видят своими духовными очами и эти процессы), но доверяем, верим в то, что за этой грубой материальной формой мира существует мир Божественной энергии. Материя – лишь форма, а суть – Божественная энергия. Учение о том, что есть Божественная сущность, Божественные энергии, Божественные проявления, пронизывающие собой все сущее, все мироздание, хорошо сформулировано в православном богословии и является одним из его украшений.

Далее апостол Павел в хронологической последовательности перечисляет различные ситуации из библейской истории. И начинает о не с какого-то конкретного человека, а вообще с сотворения мира. Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое. Мы не видели, как творился мир, но верим, что слово Божие обладает творческой силой и словом Божиим мир был сотворен таким образом, что из невидимого произошло видимое. Это то, о чем мы говорили: есть нечто, что мы не видим, но оно существует, и из этого произошло видимое.

Если не брать в чистом виде духовные реалии, Божественную энергию, можно вспомнить прекрасную книгу «Дух, душа и тело» святителя и великого ученого Луки. В самой первой главе он говорит о полях чисто материального характера (материя делится на вещество и поле), например электромагнитных. Святитель Лука говорит, что если существуют даже материальные составляющие, которые неуловимы нашим обычным зрением, то можно предположить, что есть еще более тонкие и собственно духовные. Вот такое интересное рассуждение святителя Луки, который был ученым и верующим одновременно.

Или обратимся к квантовой механике: возьмем мир на его микроуровне и вспомним, что все эти электроны, протоны, фотоны и прочее – элементарные кирпичики нашего мироздания. Их невозможно увидеть с точки зрения нашего обыденного восприятия. Самое интересное, что ученые, занимающиеся физикой микроуровня, говорят о том, что все эти элементарные частицы по существу являются некой пустотой. Все сущее, весь мир объектов состоит из этих микрочастиц, при этом они есть пустота, как будто нечто несуществующее. Это очень сложный для понимания материал, и я несколько обобщаю и упрощаю его; надо разговаривать с настоящими физиками, чтобы лучше это понять, но смысл приблизительно такой: оказывается, даже на уровне материи видимое, грубое, вещественное состоит из невидимого, которое, кроме того, является пустотой. В контексте 3-го стиха, о котором мы сейчас говорили, получается, что есть невидимое и именно из него произошло все видимое.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать