Читаем Апостол. 23 июля. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии

23 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 8, ст. 14–21.

 

14. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.

15. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»

16. Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии.

17. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.

18. Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.

19. Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих,

20. потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде,

21. что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.

(Рим. 8, 14 – 21)

 

Дорогие братья и сестры, мы с вами вернулись назад по тексту Послания к Римлянам. Мы уже читали первую половину 16-й главы, где апостол Павел передает приветы своим знакомым христианам в Рим, а сейчас вернулись к 8-й главе, где он рассуждает о важнейших христианских истинах. Если в 7-й главе Павел говорил о греховном состоянии человека, состоянии раздрая, или шизофрении, как мы говорили (когда человек мечется между своим греховным состоянием и выполнением требований закона и никак не может выйти из этого замкнутого круга), то в 8-й главе он пишет, как это противоречие преодолевается и как христианин живет в Духе Святом.

14. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.

15. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»

16. Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии.

17. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.

Какие важные слова, дорогие братья и сестры, какие жизнеутверждающие! В них апостол Павел как раз объясняет, каково состояние христианина и что происходит с человеком, когда он принимает Христа, крестится во имя Христово, начинает жить христианской жизнью, соединяться с Богом в своей духовной практике, мистической жизни. Приблизительно об этом же Павел говорит в Послании к Галатам: христианин Духом Божиим воспринимает богосыновство, то есть понимает, что он уже не раб Божий, но сын Бога через Иисуса Христа. Как раз об этом здесь и говорится: все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Водимость Духом Святым – это очень важная мысль, одна из самых принципиальных и фундаментальных мыслей апостола Павла. Она сквозит во всех его посланиях, а здесь о ней говорится очень прямо и явно: все, кто водимы Духом, – сыны Божии. То есть христианин в Крещении и духовной практике всегда получает эту водимость Духом Святым.

Мы не один раз обращались к знаменитому высказыванию преподобного Серафима Саровского в беседе с Мотовиловым. Когда Мотовилов спрашивает: «В чем цель христианской жизни?» – преподобный Серафим отвечает: «Цель христианской жизни – это стяжание Духа Святого». То есть христианин призван сделать так, чтобы он был водим Духом Святым. Он должен открыть свое сердце, очистив свое сознание от «мусора и пыли»: от страстей, эгоистичности, гордыни, чтобы Дух Святой вошел в него и чтобы человек стал водимым Духом Святым. Тот человек, который действительно является водимым Духом Святым, есть сын Божий.

Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!». Дух рабства всегда порождает страх. Действительно, ветхие отношения с Богом у человека, который мечется между грехом и законом, – это всегда жизнь в страхе, жизнь подавленная. Человек никогда не находит удовлетворения, гармонии: его греховное существо требует одного – закон требует другого. Братья и сестры, мы все знаем по себе: если мы поступаем сообразно желаниям нашей греховной плоти, греховного состояния, то в какой-то момент мы, может быть, и чувствуем удовлетворение, но потом все равно приходит ощущение того, что это было неправильно. Мы чувствуем (закон нам сообщает), что поступили неверно, согрешили, следовательно, всяческое наслаждение, даже если оно было получено от греха, сходит на «нет» и наступает тоска, горечь.

Что происходит, если наша греховная природа и плоть сталкиваются с законом и мы собираемся поступать по закону? Вроде бы мы делаем правильно, совершаем дела закона, но поскольку внутри-то нас нет преображенного естества и Дух Божий в нас не живет (мы поступаем по закону либо потому, что боимся наказания, либо пытаемся показаться лучше, чем мы есть, то есть это идет не изнутри нас, а это некое внешнее давление), то все равно гармонии нет. Да, мы поступаем по закону, а внутри живем совсем другой жизнью, поскольку в нас все еще живет грех, – вот эта раздвоенность. Получается, она всегда с человеком: поступает ли он против закона согласно греховным побуждениям – он несчастен, поступает ли по закону, но изнутри желает совершенно другого, сообразно своему греховному состоянию – он все равно не в гармонии, не в цельности, то есть опять несчастен. Это состояние страха, подавленности – совершенно бесперспективное состояние, то есть нет никакого выхода, разрешения этой ситуации. Помните: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» – восклицает апостол Павел от лица всего грешного человечества в конце 7-й главы Послания к Римлянам. А вот те, кто приняли Дух усыновления, взывают к Отцу «Авва, Отче!»

Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии. То есть Дух Святой говорит нам, что мы не рабы, но дети Божьи и можем обращаться к Богу так же, как обращался к Нему Иисус Христос. В этом смысле Иисус Христос становится как бы нашим Братом, то есть Он первый, Кто прошел этим путем и Кто (в том числе по своей Божественной природе) имеет право обращаться к Богу как Отцу, но Он соединил в Себе Божество и человечество, показав, что и человек во Христе может теперь обращаться к Богу: «Авва, Отче». Напомню: авва – еврейское слово, которое обозначает особую теплоту отношений, то есть «дорогой папенька, батюшка». Мы с дерзновением призываем Бога как Отца, и это ощущение, это состояние дает нам Дух Божий, Дух Святой. Это и есть то, что происходит с нами в христианстве, и это принципиально: это то, что снимает с повестки дня внутреннюю трагедию, внутренний раздрай, внутреннюю шизофрению. Ощущение того, что мы дети Божии, дает нам Дух Святой, который водит нас, христиан (по крайней мере, так должно быть).

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать