Читаем Апостол. 23 февраля. Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб

23 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Второе послание Петра. Глава 2, ст. 9–22.

 

9. То, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания,

10. а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших,

11. тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда.

12. Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся.

13. Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами.

14. Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия.

15. Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную,

16. но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка.

17. Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы.

18. Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении.

19. Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб.

20. Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого.

21. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди.

22. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи.

(2 Пет. 2, 9 – 22)

 

Очень пространный и по-своему интересный отрывок – продолжение 2-й главы Второго соборного послания апостола Петра, где он обличает новозаветных лжеучителей, лжепророков. Например в 12-м стихе: Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся. Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами.

И далее, практически до конца главы Петр обличает этих лжепророков, которые запутывают и прочих. Интересен 15-й стих: Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную, но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка. Очень интересный ветхозаветный момент, это цитата из Книги Чисел (22, 23 – 23), где рассказывается о том, как ослица проговорила человеческим голосом и смогла воздействовать на Валаама. Действительно, пути Господни неисповедимы, и Бог может открывать Свою волю через людей, события или даже, как здесь, через животных. Иногда мы и не ожидаем вразумления от Бога с той стороны, откуда оно приходит. Нам нужно быть очень чуткими и внимательными, братья и сестры: часто мы настроены так, что в каком-то месте и от определенных людей можем услышать умное наставление, а от каких-то априори ничего хорошего услышать не можем. Этот эпизод из Ветхого Завета демонстрирует нам, что Бог говорит с нами на разных языках, через разные обстоятельства, поэтому наша с вами задача – быть очень внимательными ко всякому человеку, который встречается нам на пути, ко всякому событию и обстоятельству.

Подытоживая свое обличение, в 19-м стихе апостол Петр говорит очень важные слова: Обещают им свободу (лжепророки и лжеучителя), будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб. Речь идет о рабстве различным страстям, в частности тем, которые Петр здесь и перечисляет. Интересен сам вопрос о том, что такое страсть, рабство страстям. В православной традиции, особенно аскетической, очень большое внимание уделяется понятию страсти и борьбы со страстями. Мы помним, что само слово «страсть» является однокоренным со словом «страдание» и означает нечто, что довлеет над человеком. Даже в грамматике существует страдательный залог: когда не мы активные субъекты действия, а когда над нами совершается какое-то действие. Это тоже признак того, что мы рабствуем кому-то или чему-то.

Надо сказать, что цель христианской духовной практики (мы можем увидеть параллели и в других религиозных традициях) – это именно избавление от страстей или, как это иногда называется, привязанностей. В каком-то смысле это слово даже более понятно современному человеку. То есть цель духовного пути – стать не привязанным ни к чему земному. Когда речь идет о понятии греха, чаще всего в голове человека возникает образ какого-то преступления. С библейской точки зрения грех – это болезнь, но человек понимает под грехом именно преступление, нарушение какого-то пункта закона, подчас не учитывая привязанность к чему-то и ее силу. Если человек имеет незаконные отношения или отношения с нехорошими людьми, то это можно определить как грех. Если мать безумно любит ребенка, мужчина – женщину, женщина – мужчину (даже в законном порядке), и это порождает очень сильную привязанность, то с глубоко духовной точки зрения здесь тоже есть перегиб, опасность, что эта привязанность, которая практически синонимична понятию «страсть», завладеет человеком. Он уже не будет свободным в Боге, свободным во Христе, а будет связан, привязан к каким-то человеческим отношениям.

Чрезвычайно тонкий момент заключен в том, что понятие привязанности более широкое и всеобъемлющее, чем понятие греха, каким его видит современный человек, то есть как нарушение, преступление. Привязанность охватывает более тонкие отношения человека, даже те, что формально не являются грехом формально. Например, является ли грехом материнская любовь? Формально никто ее так не назовет, никто не скажет матери: «Ты так сильно любишь своего ребенка, это грех!». Это прозвучит даже немного жестоко, и люди этого не поймут, даже верующие с этим не согласятся. А если подойти к этому с позиции духовной глубины, не стала ли эта привязанность страстью, не стала ли она выше, чем отношения с Богом, тогда вопрос встает совсем под другим углом. Поэтому нам с вами, братья и сестры, нужно быть очень внимательными, так как конечная цель духовной жизни, духовной практики человека именно в том, чтобы, еще живя в этом мире, быть не привязанным к этому миру.

Бог благословил нашу жизнь в этом мире, и, несмотря на то, что мир лежит во зле, здесь есть множество проявлений Божественных энергий, Божественной любви, множество поводов для радости. Важно, живя в этом мире и радуясь ему, не быть к нему привязанным – вот «высший пилотаж» духовного состояния. Помните, как говорил апостол Павел: «Живя в этом мире и не живя; покупая что-то, но при этом как бы и не приобретая». То есть, находясь здесь, нужно участвовать в жизни этого мира, но при этом не быть к этой жизни привязанным. Вот в чем заключается цель православной духовной практики.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать