Читаем Апостол. 22 февраля. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым

22 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Второе послание Петра. Глава 1, ст. 20–2, ст. 9.

 

20. Зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою.

21. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.

1. Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель.

2. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении.

3. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет.

4. Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания;

5. и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых;

6. и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам,

7. а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил

8. (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные) —

9. то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания…

(2 Пет. 1, 20 – 2, 9)


Сегодняшний отрывок начинается с заключительных стихов первой главы Второго послания апостола Петра, которые посвящены теме пророчества: Зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым. Очень важный момент, где мы можем поразмышлять над тем, что такое пророчество в библейском понимании. Дело в том, что сейчас, говоря, что человек пророчествует, мы подразумеваем прорицание, то, что он может предсказать будущее. Но если мы возьмем исконный библейский смысл этого понятия, то увидим, что пророк – это человек, изрекающий волю Божию. В пророческих книгах своего рода вводной фразой для пророческого изречения являются слова «Так говорит Господь», по церковно-славянски «Тако глаголет Господь». Дело в том, что пророки действительно изрекали волю Божию, которая чаще всего касалась происходящего в настоящем. Если случалось что-то, противоречащее воле Божией, пророк мог изречь некий суд Божий; напомню, что по-гречески «суд» – это «кризис», то есть по повелению Божиему пророк обозначал этот самый кризис. Он указывал, что если человек хочет идти по пути, который Господь начертал конкретному человеку или целому народу, то ему нужно поступать определенным образом. Если он не будет выполнять Божественное предназначение о себе, его участь может быть другой. В этом смысле пророк мог заглядывать в будущее, но не в плане предсказания, а в виде начертания как минимум двух путей.

Это пророческая позиция, идущая от Самого Бога: «Я предложил тебе путь жизни и путь смерти. Если пойдешь этим путем – будет жизнь, если пойдешь другим – будет смерть». То есть в первую очередь пророк – это человек, выражающий волю Божию относительно конкретных событий, как правило, в настоящем, но, может быть, и с перспективой на будущее. Но он ни в коем случае не прорицатель как таковой. Потому что очень трудно и даже невозможно предсказать что-то, что касается человеческих действий. Ведь человек – существо свободное, и Господь уважает его свободу. Мы знаем прекрасно, что даже Бог не спасает без воли самого человека. Получается, что невозможно предсказать на все сто процентов, как поведет себя человек или целый народ, где мы имеем целую сумму волеизъявлений немалого количества людей и еще сложнее предсказать, как они будут согласовываться между собой. Поэтому пророк предлагает человеку какие-то варианты, говоря, какой именно путь является волей Божией, а далее все зависит от воли самого человека, захочет ли он избрать его.

У человека есть такое качество, как свобода, которое иногда может творить чудеса, толкая его на подвиги и героизм, а иногда оборачивается другой стороной, когда по своей свободе человек говорит: «Не буду делать». Скажем, у животных в определенных случаях нет способности чего-то не делать. Например, им нужно добывать пропитание, выполнять свое предназначение, которое существует, условно говоря, на инстинктивном уровне. Животное живет по инстинкту и не выбирает, поступить ему так или иначе, оно живет так, как вложил Господь в существо каждого животного. А человек может спокойно отказаться от каких-то своих обязанностей, отложив решение на потом. Например, он может трудиться и заботиться о том, как ему жить дальше, а может сказать: «Не хочу и не буду, а дальше что будет, то и будет». Это свойство его натуры не дает возможности на все сто процентов предсказать, что случится с человеком. Поэтому пророк как орудие Божие тоже с уважением относится к человеческой воле и свободе. Он может предлагать какие-то разные картины, говоря, как будет в том или другом случае, но решить за человека, что он выберет из этих путей, конечно, не может никто: ни пророк, ни Сам Бог, именно потому, что Господь уважает человеческую природу.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать