Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Первое послание к Коринфянам. Глава 15, ст. 12–19.
12. Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?
13. Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес;
14. а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.
15. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают;
16. ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес.
17. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших.
18. Поэтому и умершие во Христе погибли.
19. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.
(1 Кор. 15, 12–19)
Мы уже приближаемся к окончанию Послания к Коринфянам. После того как апостол Павел в 12-й, 13-й и 14-й главах вел разговор о дарах духовных, в 15-й главе он решает поговорить о самом важном основании христианской веры. Эта глава посвящена теме воскресения из мертвых Иисуса Христа и, как следствие, учению о воскресении мертвых вообще.
Тот факт, что Господь наш Иисус Христос воскрес из мертвых, является, как вы все прекрасно знаете, братья и сестры, основным догматом, фундаментом веры христианской. Мы знаем, что основной праздник христианской Церкви – это Пасха. Все остальные праздники мы тоже по-своему любим, а Рождество Христово чисто по-человечески мы любим, может быть, даже наравне с Пасхой, а кто-то и больше. Но с точки зрения Церкви, догматического и вероучительного понимания все-таки Пасха называется Праздником праздников и Торжеством из торжеств и несравнима по своему значению ни с одним другим праздником. Именно то, что Христос воскрес, дает нам право верить и надеяться на то, что все мы, находящиеся во Христе, также пройдем через это, то есть воскреснем во Христе. Конечно, речь идет о том, что все люди воскреснут, о всеобщем воскресении. Другое дело, что дальше, в вечности, кто-то будет жить с Богом, а кто-то может оказаться вне Бога, в месте отвержения и мучения. Но то, что воскреснут все, исповедуется в христианской догматике.
Для самих христиан важно именно то, что мы все держимся Христа. Мы соединяемся с Ним в течение нашей жизни во время таинства Евхаристии, в молитве, поэтому мы ожидаем воскресения мертвых как чего-то радостного, поскольку это нас соединит с Христом. Помните, как апостол Павел говорил в Послании к Филиппийцам: Желаю разрешиться – то есть умереть, разрешиться от этого мира, «развязаться» и уже не иметь попечений мирских – и быть со Христом. Поэтому для христианина смерть и последующее воскресение – ожидаемое, желаемое событие.
Именно поэтому в ранние века христианства мученики с радостью, с благодарением шли на мучительную смерть. Конечно, по-человечески они боялись, испытывали боль, от этого никуда не деться, потому что человек есть человек. Сам Христос, будучи одновременно человеком и Богом, как человек испытывал мучения реально, а не воображаемо (как считали некоторые еретики, особенно в ранние времена христианства). И мученики, испытывая боль, физические страдания, внутренне уже предвкушали свое воскресение, встречу со Христом. Они твердо верили в то, что как Христос воскрес, так и они, верные ученики и воины Иисуса Христа, проследуют этой дорогой.
Здесь апостол Павел пишет как раз об этом. Он борется с неверным пониманием, которое, видимо, существовало в христианстве в то время (да и сейчас наверняка существует), что воскресения мертвых не будет, что надежда на Христа и все отношения с Ним имеют смысл только в этой жизни. Апостол Павел заканчивает сегодняшний отрывок фразой: если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. То есть нет большего несчастья, чем надеяться на Христа только в этой жизни, думая, что потом все прекратится и подвиг Христа, Его смерть, воскресение и вознесение не будут играть никакой роли после нашей смерти. Поэтому он пытается наставить коринфян в истинной вере.
Начало 15-й главы мы пропустили, оно будет прочитано, по всей видимости, позже, в какой-то из выходных дней (мы знаем, что церковный календарь устроен таким образом), и начинаем 15-ю главу чуть позже, с 12-го стиха:
12. Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?
13. Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес;
14. а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.
Если нет воскресения мертвых, то проповедь апостольская тщетна, пуста; это нечто воображаемое, неистинное, а значит, вера тех, кто слушает, тоже тщетна, она лишь некая фантазия, иллюзия, стремление выдать желаемое за действительное (по крайней мере, так трактуют термин «иллюзия» многие философы и психологи). Соответственно, для неверующих людей, в том числе философов, сама идея Бога и бессмертия тоже является в этом смысле иллюзией, то есть тем, чего людям бы очень хотелось, но что не имеет доказательств. Так считают те, кто оппонируют верующей части человечества. А верующие, конечно, твердо верят в воскресение Христа, и апостол Павел укрепляет эту веру, говоря, что мы призваны верить и мы не сомневаемся в этом.
Кстати, он приводит этому свидетельство в том отрывке в начале 15-й главы, который мы пропустили, можно прочитать его самостоятельно. Павел говорит, что есть свидетели того, что Христос истинно воскрес, а раз Он воскрес, то будет и воскресение мертвых: в этом смысл воскресения Христа. Христос, будучи Богом, не нуждался в том, чтобы воплощаться, умирать, воскресать, все это Он сделал для людей, чтобы построить лестницу от земли до неба, указать людям путь от земного к небесному, от временного к вечному, от человеческого к Божественному. Не видеть этой связи между воскресением Христа и воскресением всех мертвых для Павла – трагедия, катастрофа. Поэтому в течение всей 15-й главы он всячески увещевает своих читателей в правильном понимании связи воскресения Христа и всеобщего воскресения мертвых.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 мая
День ангела. 20 мая
Церковный календарь 20 мая. Обретение мощей преподобного Нила Мироточивого, Афонского
Евангелие 20 мая. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел
Читаем Апостол. 20 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!