Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 15, ст. 17–29.
17. Итак я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что относится к Богу,
18. ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников вере, словом и делом,
19. силою знамений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика.
20. Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании,
21. но как написано: не имевшие о Нем известия увидят, и не слышавшие узнают.
22. Сие-то много раз и препятствовало мне придти к вам.
23. Ныне же, не имея такого места в сих странах, а с давних лет имея желание придти к вам,
24. как только предприму путь в Испанию, приду к вам. Ибо надеюсь, что, проходя, увижусь с вами и что вы проводите меня туда, как скоро наслажусь общением с вами, хотя отчасти.
25. А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым,
26. ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме.
27. Усердствуют, да и должники они перед ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном.
28. Исполнив это и верно доставив им сей плод усердия, я отправлюсь через ваши места в Испанию,
29. и уверен, что когда приду к вам, то приду с полным благословением благовествования Христова.
(Рим. 15, 17-29)
Итак, мы продолжаем читать Послание к Римлянам и по большому счету приближаемся к его окончанию. Может быть, даже есть некая грусть, ведь Послание настолько насыщено по своему богословскому содержанию, что в каком-то отношении ему нет равных. Хотя за ним следует тоже очень интересное Первое послание к Коринфянам, правда, оно в меньшей степени богословское, а больше описывает различные церковные реалии, что тоже очень интересно, поскольку можно сравнить их с нашими современными церковными реалиями.
Как мы видим в сегодняшнем отрывке, в 15-й главе апостол Павел уже не богословствует, а говорит о том, что он собирается попасть в Рим. Мы помним, что у него была мечта попасть в столицу великой империи, чтобы и там проповедовать слово Божие и познакомиться с уже существовавшими местными христианами. Церковь в Риме уже была основана кем-то другим, поэтому Павел пишет очень деликатно и уважительно. Если в других посланиях он где-то наставляет, чувствуя свой авторитет и власть, где-то обличает, а где-то применяет какие-то, может быть, не очень приятные слова. Например в Послании к Галатам говорит: «о несмысленные галаты», а в Послании к Коринфянам: «с чем вы хотите, чтобы я пришел к вам: с миром или тростью?» – то есть говорить ли с вами спокойно или прийти и, как детей, выпороть? Здесь, конечно, такого отношения быть не может, и Павел пишет обо всем очень деликатно, в том числе о своем намерении попасть в Рим:
17. Итак я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что относится к Богу,
18. ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников вере, словом и делом,
19. силою знамений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика.
То есть Павел говорит, что Бог, избравший его апостолом язычников, творил через него великие знамения и чудеса, укреплял в его миссии, и, как он сам говорит: «ничего такого не было, чего бы Бог не сотворил через меня». Те крепость и стойкость, которые были присущи ему, он тоже относит к действию Святого Духа. Напомню Второе послание к Коринфянам, где апостол Павел просит Господа избавить его от различных бед и скорбей, на что Бог отвечает: «достаточно для тебя благодати Моей, потому что сила Моя совершается в немощи». Павел всегда знал, что Бог является источником его силы, и внутренней, и внешней. Этот отрывок читался на праздник апостолов Петра и Павла, но комментировали мы его в то время, когда он был рядовым.
Действительно, Павел проповедовал от Иерусалима и окрестностей до Иллирика, то есть прошел практически всю Римскую империю, осталось только попасть в Рим, и как он говорит, пойти дальше – в Испанию. Вот что он пишет об этом:
20. Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании,
21. но как написано: не имевшие о Нем известия увидят, и не слышавшие узнают.
22. Сие-то много раз и препятствовало мне придти к вам.
23. Ныне же, не имея такого места в сих странах, а с давних лет имея желание придти к вам,
24. как только предприму путь в Испанию, приду к вам. Ибо надеюсь, что, проходя, увижусь с вами и что вы проводите меня туда, как скоро наслажусь общением с вами, хотя отчасти.
Здесь Павел подчеркивает, что не благовествовал там, где слово Божие уже было произнесено. Конечно, при возможности он благовествовал везде: и в миссионерских путешествиях, и в каких-то бедственных положениях, но следуя принципу не похищать чужой награды, благовествовал только там, где еще не было известно слово Божие. Может быть, где-то он встречался с искажениями слова Божия, но в основном первым благовествовал он, а потом уже приходили те, кто искажали. Допустим, в том же Послании к Галатам мы видим, что Павел научил галат христианской вере, а потом пришли всякие смущающие и начали увлекать членов Галатийской церкви в иудаизм. Тут апостол Павел возмутился и писал им со всей строгостью, потому что он духовно родил их, так же, как и коринфянам пишет «Во Христе Иисусе я вас родил» и говорит с ними достаточно строго. Но на чужом основании он строить не хотел, поэтому, как написано, «не ходил к вам в Рим, но теперь, во-первых, не нахожу такого места, где бы не было проповедано слово Божие, во-вторых, хочу пойти в Испанию (а путь туда лежал через Рим), и, в-третьих, хочу насладиться общением с вами.
25. А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым,
26. ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме.
Это то, что Павел делал всегда, – собирал средства для иерусалимских христиан, которые, как мы помним из книги Деяний, жили в ситуации раннехристианского коммунизма, апри таком режиме, конечно, всегда требуются некие инвестиции извне. Павел всегда собирал это подаяние и в Македонии, и в Ахаии. Мы помним, что македонские церкви делали это более охотно, как и Филиппы и Фессалоника, а церкви Ахаии, Коринфа несколько с большим трудом решались на подаяние, но тем не менее что-то у Павла получалось. Второе послание к Коринфянам как раз и посвящено тому, что он призывает коринфян не постыдить свое церковное звание, и говорит: Македонская, Филиппийская, Фессалоникийская церкви жертвуют хорошо, и вы тоже не стыдитесь и не срамитесь (об этом мы почитаем, когда дойдем до Второго послания к Коринфянам).
27. Усердствуют, да и должники они перед ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном.
28. Исполнив это и верно доставив им сей плод усердия, я отправлюсь через ваши места в Испанию,
29. и уверен, что когда приду к вам, то приду с полным благословением благовествования Христова.
То есть Павел намеревается принести это подаяние в Иерусалим и потом прийти в Рим. Согласно книге Деяний Павел, попал в Рим, но уже как узник. По всей видимости, речь идет как раз о том его визите в Иерусалим, когда, как мы помним, синедрион уже хотел судить его на месте, а ожесточенный иудейский народ даже желал разорвать на части, но римская власть заступилась за него, Павел просил суда кесаря и таким образом попал прямиком в Рим.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 мая
День ангела. 20 мая
Церковный календарь 20 мая. Обретение мощей преподобного Нила Мироточивого, Афонского
Евангелие 20 мая. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел
Читаем Апостол. 20 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!