Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Второе послание к Тимофею. Глава 3, ст. 10–15.
10. А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении,
11. в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.
12. Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.
13. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.
14. А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.
15. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.
(2 Тим. 3, 10–15)
Сегодняшнее воскресенье – это уже первое подготовительное воскресенье к Великому посту и называется Неделей о мытаре и фарисее. В этот день святая Церковь дает нам возможность поразмышлять именно над этим апостольским отрывком. Мы помним, что апостол Тимофей – один из ближайших сподвижников апостола Павла и, может быть, самый любимый его ученик. Также он является епископом церкви города Эфес. Как мы помним, апостол Павел написал к нему два своих послания. Второе послание к Тимофею считается самым последним из посланий Павла, где он дает своему верному ученику последние и важные наставления. В этом отрывке мы как раз и можем их услышать.
А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь. Действительно, мы прекрасно знаем, что Павел был неоднократно гоним и неоднократно находился в труднейших обстоятельствах. Часто ему уже угрожала смерть, которой он мог и не избежать, но Господь благословлял его жить и трудиться для проповеди христианской вести. Тимофей очень часто сопровождал Павла во всех этих злоключениях, и апостол подчеркивает это в послании, говоря, что Тимофей последовал ему во всем. В учении, то есть черпал учение от самого Павла и проповедовал его именно в той версии, которую унаследовал от великого апостола. В житии – в своей жизни апостол Тимофей во многом подражал жизни и подвигам апостола Павла. Павел упоминает, что страдания постигли его в частности Антиохии, Иконии, Листрах. Из книги Деяний апостольских мы помним, как непросто приходилось апостолу при посещении в том числе упомянутых здесь городов.
Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. Мы вновь встречаем выражение все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе. Как я уже неоднократно говорил, слова «благочестиво», «благочестие», «благочестивый» вначале обозначали именно языческую религиозность, и ранних христиан как раз обвиняли в том, что они недостаточно или вообще не благочестивы, их даже называли атеистами. Это удивительный момент, который, наверное, не укладывается в голове у людей современного восприятия. В ранние века христиан действительно называли так, потому что, кроме Единого истинного Бога, в Троице прославляемого, они не признавали никаких других языческих богов, в том числе богов-императоров, то есть тех, которые пытались себя обожествить и представить себя в виде воплощенных божеств. Всего этого христиане отрицались, и именно из-за этого язычники называли их атеистами, то есть людьми, не признающими никаких национальных языческих божеств. Но позже это слово было переосмыслено и введено в христианскую терминологию, и уже здесь, в пастырских посланиях, мы видим, что оно используется Павлом для обозначения уже христианского жития: благодетельного, благообразного и, как здесь сказано, благочестивого.
Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. Это достаточно понятная мысль: на самом деле Господь наш Иисус Христос другого нам и не обещал. Иногда мы по своей человеческой немощи, некоторому непониманию христианства считаем, что, придя к вере, имеем возможность каким-то образом улучшить свое земное, мирское положение. Мы уже не раз говорили, что часто приходим в церковь для того, чтобы поправить какое-то пошатнувшееся обстоятельство нашей жизни с чисто земной точки зрения. Допустим, заболели мы или кто-то из наших близких, возникли какие-то проблемы с работой, в личных отношениях – огромное количество поводов приводит человека в церковь. Понятно, что первым посылом могут быть совершенно разные обстоятельства, но часто человек потом разочаровывается потому, что не получает от своей веры во Христа, Церковь, как он сам эту веру понимает, того, что просит именно в земном разрезе. Он забывает, что Христос говорил: «Скорбь будете иметь в вере, но мужайтесь, потому что я победил мир» и другие Его слова «Не бывает ученика выше учителя и слуги выше господина. Если Меня гнали, и вас будут гнать. Если Меня принимали, и вас будут принимать». То есть по большому счету Христос предсказывал, что желающие жить благочестиво во Христе Иисусе будут подвергаться гонениям.
Гонения необязательно могут быть открытого, физического характера, как это было в ранние века христианства или в XX веке в нашем государстве, когда за Христа людей в прямом смысле гнали, мучили, уничтожали. Гонения могут быть и прикровенными. По большому счету христианство в мире всегда гонимо, неприемлемо, вызывает какие-то вопросы. Недаром апостол Павел говорил, что «слово о Кресте для погибающих – это юродство и безумие, а для спасаемых – сила Божия». Человек, внешний по отношению к Церкви, не способен понять глубину христианской вести и часто относится к христианству как, может быть, даже чему-то безумному, абсурдному. Поэтому христианин всегда в некотором смысле гоним. Хочется вспомнить притчу, как один ученик пришел к подвижнику и спросил: «Отче, если я стану христианином, я должен отказаться от многих вещей и самого мира?» На что подвижник ответил: «Не волнуйся, если ты будешь истинным христианином, мир сам откажется от тебя». Поэтому, действительно, желающие быть христианами в разных формах, но всегда будут гонимы.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 мая
День ангела. 20 мая
Церковный календарь 20 мая. Обретение мощей преподобного Нила Мироточивого, Афонского
Евангелие 20 мая. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел
Читаем Апостол. 20 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!