Читаем Апостол. 21 августа. Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение

21 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Первое послание к Коринфянам. Глава 3, ст. 9–17.

 

9. Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение.

10. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит.

11. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.

12. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, –

13. каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.

14. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.

15. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня.

16. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?

17. Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы.

(1 Кор. 3, 9–17)

 

Дорогие, братья и сестры, мы вновь читаем Послание апостола Павла к Коринфянам, но переносимся ближе к его началу, поскольку сегодня воскресенье и мы не следуем общей хронологии, а читаем что-то выше по тексту. В 3-й главе апостол Павел рассуждает о домостроительстве Таин Божиих, то есть о том, как Господь созидает Церковь, приводит к спасению людей, и говорит о себе и своих сотрудниках, так сказать, коллегах: прочих апостолах, епископах, пресвитерах (тогда уже понемногу появляющихся).

В 9-м стихе, обращаясь к коринфянам, Павел говорит: мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение, то есть апостолы – это те, кто являются соработниками Бога и вместе с Ним (скажем так) созидают это Божие строение, Божию ниву.

Чуть выше речь шла о проблемах разделения, когда один говорил, что он Павлов, другой, что Аполлосов, а Павел отвечал:

6. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;

7. посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.

8. Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.

Это стихи, непосредственно предшествующие 9-му стиху, с которого начинается сегодняшний отрывок. Итак, апостолы – соработники, по-гречески слово «соработничество» – синергия, термин, который впоследствии прочно войдет в богословие, когда речь идет о спасении человека. Здесь апостол Павел, скорее, говорит о себе как о пастыре и апостоле и рассуждает об этой пастырской и апостольской деятельности, говоря, что в них проявляется синергия, когда Бог и человек соработничают. Но впоследствии это слово стало относиться вообще к человеку, его личному пути: как он идет к спасению, или точнее, как Бог ведет его к этому спасению. И получается, что всякий человек, а не только пастырь и проповедник, есть соработник Божий, потому что спасение получается в этой синергии. Конечно, главный Кто совершает спасение, – Бог, от Него в общем зависит сам факт спасения. Господь искупил нас, примирил, спас, открыл двери Царства Божия и дает нам эту возможность, будучи водимыми Духом Святым. А наша с вами задача – пойти по этой дороге, то есть ответить своим согласием, своей открытостью, доверием – вот в этом заключается синергия. Конечно, не в том, что Бог и человек – это какие-то равные силы: Бог трудится над нашим спасением, а человек должен Ему помогать. Нет, с объективной точки зрения спасение совершается Богом. Человек не мог бы достичь спасения своими силами, и даже помочь в этом Богу на 1% он не способен.

С объективной точки зрения спасение совершает Господь, но человек субъективно должен ответить. То есть если Бог объективно и спас всех, то все равно никто не спасется, если сам не войдет в эти раскрытые двери Царства Божия. Объективно спасение совершено: двери Царствия открыты, Господь всех зовет – только иди и бери. Но чтобы пойти по этой дороге, наследовать Царство Божие, должен быть субъективный ответ каждого человека. Получается, что если никто не ответит на этот призыв Божий, то никто и не спасется и Царствие Божие так и останется ненаполненным. А кто ответит, тот и спасется, наполнит Царство Божие. Вот в этом отношении мы можем говорить о соработничестве, а вовсе не о том, что мы чем-то с объективной точки зрения помогаем Богу в нашем спасении. Нет, Его часть объективная, наша – субъективная.

Здесь апостол Павел больше всего говорит о себе как соработнике с точки зрения проповеди, своего апостольства и, конечно же, предостерегает своих собратьев, коллег, того же Аполлоса и прочих коринфских проповедников, о том, что нужно очень внимательно смотреть, что именно мы строим и из какого материала.

10. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание (то есть Павел основал коринфскую церковь), а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит.

11. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.

То есть основываться Церковь может только на Христе Иисусе, только Он основание, ни в коем случае не человек. Даже самый замечательный и красноречивый проповедник не может стать основанием Церкви, только Сам Господь Иисус Христос.

12. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, —

13. каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.

14. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.

15. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня.

То есть строить можно из разного материала, здесь перечисляются золото, серебро, драгоценные камни, дерево, сено, солома. Сначала самые прочные, самые достойные материалы, а потом то, что уже не прочно и легко горит: дерево, сено, солома. День Пришествия Господня откроет дело каждого, и как здесь написано, у кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. То есть если это было крепкое здание, крепкая Церковь, то она устоит перед Судом Божиим, и тот получит награду, кто в соработничестве с Богом строил это здание, Церковь Христову. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня. Поскольку Пришествие Господне всегда было связано с неким огнем, который тоже является одним из символов Суда Божия, то, если здание Церкви было построено из непрочных, легко воспламеняющихся материалов: дерева, сена, соломы, все это может сгореть, то есть та Церковь, которую строил человек, может потерпеть крах, урон.

Но и написано, что впрочем сам спасется, но так, как бы из огня, то есть Господь, конечно, все равно может спасти человека, несмотря на его недостатки, несмотря на то, что он, может быть, не совсем радиво строил Церковь, даже если был апостолом, проповедником Евангелия. Это очень непростое для толкования место. Иногда его толкуют только в отношении того, что речь идет о строителе Церкви – апостоле, проповеднике, а иногда говорится, что речь идет вообще о человеке, то есть человек может строить дело своего спасения радиво, может нерадиво, а в конце концов даже тот, кто был не очень радив, имеет возможность спастись, но как бы из огня. Отсюда идея о том, что каждый человек в конечном итоге все равно имеет шанс прийти к спасению, может быть, даже пройдя через огненное состояние. Но это вопрос, конечно, очень дискуссионный и непростой.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать