Читаем Апостол. 20 апреля. Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны

20 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Читается Откровение Иоанна Богослова.

 

В будние дни великопостного периода мы продолжаем размышлять над книгой Апокалипсис Иоанна Богослова, так как отрывки из Апостола (как и Евангелия) за богослужениями этих дней не читаются.

В прошлый раз мы с вами прочитали 8-ю главу книги Апокалипсис, где говорится, что после снятия седьмой печати появляются еще семь ангелов, приготовившихся трубить. Они трубят – и звуки первых четырех труб приносят бедствия, природные катаклизмы, похожие на те, которые мы обычно называем «казнями египетскими». В результате гибнет третья часть всего живого, в том числе растений и животных. Если при снятии первых четырех печатей гибнет четвертая часть всего, то теперь уже третья, то есть Божественные наказания усугубляются. В конце 8-й главы сказано, что будет еще хуже: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех Ангелов.

1. Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны.

2. Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя.

3. И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы.

4. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих.

5. И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека.

6. В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них.

7. По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые, лица же ее — как лица человеческие;

8. и волосы у ней — как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов.

9. На ней были брони, как бы брони железные, а шум от крыльев ее — как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну;

10. у ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала; власть же ее была — вредить людям пять месяцев.

11. Царем над собою она имела ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион.

12. Одно горе прошло; вот, идут за ним еще два горя.

(Откр. 9, 1 – 12)

 

Сказано, что звезда отворила кладязь бездны. Бездна – это такое место, где, согласно еврейским представлениям, находились все нечистые духи, всё демонское, дьявольское, сатанинское. В Новом Завете, когда Господь хотел исцелить бесноватого, бесы просили не отправлять их в бездну, а позволить войти в свиное стадо. Конечно, в бездне бесам тоже было не слишком хорошо, поэтому они не хотели туда возвращаться.

Мы видим здесь образное описание губительной саранчи. Не будем подробно на нем останавливаться, но ясно, что саранча это тоже «казнь», наказание Божие. Вредит она не растениям, а людям, и не убивает, а мучает пять месяцев. Она делает это с теми, кто не имеет печати Божией, а запечатленные с момента запечатления находятся под охраной Божией, и им не страшны горести, пришедшие со звуками труб.

13. Шестой Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом,

14. говоривший шестому Ангелу, имевшему трубу: освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрате.

15. И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей.

16. Число конного войска было две тьмы тем; и я слышал число его.

17. Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней — как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера.

18. От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей;

19. ибо сила коней заключалась во рту их и в хвостах их; а хвосты их были подобны змеям, и имели головы, и ими они вредили.

20. Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить.

21. И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем.

(Откр. 9, 13 – 21)

 

Когда вострубил шестой ангел, то четыре ангела, которые были при реке Евфрат, освобождаются, а границы реки открываются. Здесь вновь виден намек на угрозу Римской империи со стороны Парфянского царства. В то время существовала легенда о воскресшем Нероне. Нерон был убит (по другим историческим данным он сам убил себя), но простые люди, которые любили его за то, что он устраивал для них зрелища и кормил хлебом, думали, что он не убит, а убежал к парфянам. Считалось, что он был в неплохих отношениях с парфянским царем Вологезом, который в 62 году нанес поражение римской армии. Нерон должен был вернуться в Рим вместе с парфянским войском и наказать своих врагов. В России тоже были подобные ситуации: там были Лжнероны, у нас – Лжедмитрии или, например, Пугачев, который был Лжепетром III. Таким образом, считалось, что беда для Рима может прийти с Востока, из-за Евфрата.

Здесь тоже символически, красиво и ужасающе описываются всадники, конница (скорее всего, парфянская). Вновь была умерщвлена третья часть людей. Сказано, что оставшиеся в живых не раскаялись, а остались на своих языческих позициях. Они не раскаялись, когда четвертая часть людей; пришло семь труб, шесть из них протрубили, погибла треть человечества, но оставшиеся в живых вновь не покаялись. Здесь есть очень принципиальный христианский момент: Господь видит иное средство для спасения людей, чем постоянные, даже увеличивающиеся репрессии. Одна четверть погублена, одна треть погублена, значит, по идее, надо уже половину человечества губить? Или все-таки не это должно наступить? Ответ на этот вопрос мы узнаем в следующих беседах.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать