Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Послание к Колоссянам. Глава 1, ст. 3–6.
3. Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас,
4. услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым,
5. в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования,
6. которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине.
(Кол. 1, 3–6)
Небольшой отрывок, дорогие братья и сестры, предлагает нам сегодня Святая Церковь. Это самое начало Послания апостола Павла к Колоссянам. Его мы с вами уже практически целиком читали ранее, но сегодня суббота, и, как всегда, мы вместе с церковным календарем переносимся немного назад, к прежде прочитанным посланиям.
Отрывок начинается с 3-го стиха, который является одновременно окончанием постскриптума и началом проэмия. Напомню, что любое послание, как правило, написано по формуляру, то есть некому шаблону. У античного послания был свой формуляр, его в общем соблюдает и апостол Павел. Мы видим, что 1-й, 2-й и часть 3-го стиха являются первой частью послания, согласно формуляру называемой прескриптумом, то есть предписанием (то, что стоит перед письмом, перед самим посланием). В 1-м стихе говорится, кто пишет, во 2-м – кому пишет, и в начале 3-го стиха – благопожелание.
Как всегда, апостол Павел облекает привычное благопожелание в христианские формулировки. Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Практически всегда в посланиях апостола Павла мы видим благопожелание, где упоминается благодать – ключевое понятие Нового Завета и посланий апостола Павла. Благодать – это благой дар Бога Отца во Христе Иисусе; Сам Иисус Христос есть Благодать, Благой Дар Бога Отца. Мир – понятие еще из Ветхого Завета (по-еврейски «шалом»), которое означало мир не просто как отсутствие войны, а полноту благ, спасение. Павел желает адресату получить это от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
Далее, согласно формуляру, начинается вторая часть послания, которая называется проэмий. В нем всегда содержится благодарность за адресата, в античных посланиях это благодарение адресата. В восточных текстах часто можно видеть воссылание похвал языческим богам, просьбу помиловать адресата, дать ему различные блага, благоденствие, богатства. Даже устно обращаясь к человеку, говорили: «Да благословят тебя боги, да даст тебе такой-то бог мира, радости, прославит тебя» и так далее. Такая форма была достаточно типичной для древнего мира, а апостол Павел ее христианизирует. Он благодарит всегда, конечно же, Бога Отца и Иисуса Христа – Того же Господа Бога и Его Сына, о Которых мы читаем в прескриптуме, в начале 3-го стиха. Бог Отец – Отец Иисуса Христа и во Христе Отец всех нас, верующих.
Услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования, которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине. Здесь мы видим красивое, длинное благодарение, которое даже не заканчивается в 6-м стихе, а продолжается по 8-й стих включительно. Мы помним, что Послания к Ефесянам, к Колоссянам написаны несколько в ином стиле, чем фундаментальные послания Павла, здесь очень много длинных предложений, лексически насыщенных и красивых.
Апостол Павел говорит о слове благовествования. В надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования, то есть в том слове Божием, которое апостолы несли людям. Это слово Божие пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине. Слово Божие, благовествование приносит плод и возрастает. Мы уже немного об этом говорили, и здесь апостол Павел также обозначает эту мысль. Слово Божие, слово проповеди приносит плод, созидает, творит новую реальность. Бог изначально сотворил мир одним Своим словом, сказал: «Да будет свет» – и появился свет. Слово Божие – одновременно сила Божия. Еврейское понятие «давар» одновременно переводится и как «слово», и как «действие». Божие слово никогда не расходится с Божиим действием, Бог сказал – и случилось.
Здесь речь идет о том, что слово Божие, которое пришло через Иисуса Христа – слово благовествования, христианской проповеди – тоже неотделимо от силы Божией, энергии Божией, действия Божия. Поэтому, конечно, это слово приносит плод и возрастает, оно творит новую реальность вместе с Христом. С новым словом Божиим, произнесенным во Христе, приходит и новая реальность, новое творение. Всякий, кто становится причастным к слову Божиему, произнесенному через Христа Иисуса, становится новым творением. Об этом мы с вами неоднократно читали, в том числе в других посланиях апостола Павла. Например, в Послании к Галатам сказано, что во Христе Иисусе не имеет значения ни обрезание, ни необрезание, а новое творение: стал ли человек во Христе Иисусе новым творением, услышал ли слово Божие, подготовил ли свое сердце, как почву, чтобы слово Божие смогло принести какой-то плод на этой почве.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 мая
День ангела. 20 мая
Церковный календарь 20 мая. Обретение мощей преподобного Нила Мироточивого, Афонского
Евангелие 20 мая. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел
Читаем Апостол. 20 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!