Читаем Апостол. 19 сентября. Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает

19 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Первое послание к Коринфянам. Глава 10, ст. 23–28

 

23. Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает.

24. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.

25. Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести;

26. ибо Господня земля, и что наполняет ее.

27. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести.

28. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, — то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее.

(1 Кор. 10, 23 - 28)

 

Апостол Павел вновь увещевает коринфян правильно пользоваться свободой во Христе. Мы с вами много говорили об этом понятии, когда читали Послание апостола Павла к Галатам, и, конечно, эта тема сквозит через все Послания великого апостола. Чрезвычайно важно, с одной стороны, чтобы христиане не променяли дарованную Христом свободу опять на законническое мировоззрение, с другой стороны, важно, чтобы свобода не привела к беспределу, распущенности, вседозволенности.

Прежняя языческая жизнь коринфян была достаточно вольной, в том числе в отношении к пище, интимным связям. У коринфских либертинистов, которые считали, что свобода во Христе означает возможность делать все, что хочется, даже был лозунг: «Все мне позволительно!» В Первом Послании к Коринфянам апостол Павел дважды вступает в спор с коринфскими либертинистами по поводу этого лозунга (в 6-й и 10-й главе), хотя в тексте послания на русском языке мы не видим, что это спор. Существует способ выражения мысли, особенно полемической – диатриба, что в переводе с греческого означает «диалог с воображаемым собеседником». Апостол Павел здесь вступает в диалог с таким воображаемым собеседником – коринфскими либертинистами. Он провозглашает их лозунг: Все мне позволительно , и тут же продолжает: но не все полезно . Потом еще раз произносит этот лозунг и прибавляет: но не все назидает . Две эти фразы очень важны. В 6-й главе апостол Павел ведет примерно такой же диалог: все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною .

Заметим, что апостол не отвечает на лозунг либертинистов прямо противоречащим им высказыванием. Он мог сказать: «Не все позволительно!», однако говорит: не все полезно . По большому счету, человек, имеющий внутреннюю свободу, несомненно имеет возможность поступать так, как считает нужным. Человек, свободный во Христе, не мыслит свою жизнь в «юридической» системе запретов, повелений, где нужно делать добрые дела для галочки, а злые дела не делать во избежание наказания. Христианин живет вообще в других категориях: он понимает, что человек может поступать так, как захочет, но вопрос в том, будет ли это полезным. Апостол Павел ни в коем случае не перечеркивает то состояние свободы, которую дарует Христос, он призывает к другому: если будешь поступать так, как хочешь, то не всегда это будет полезным для твоего собственного духовного роста и для окружающих. Другое дело, что не всегда человек может понять, что полезно и что не полезно, поэтому Церковь часто советует ему, как правильнее поступить.

Однако в христианской духовной жизни нет абсолютного давления, когда человека можно заставить, принудить что-то сделать, сломать его. В христианстве человек всегда идет к пониманию того, что полезно, а что не полезно собственным путем, на котором совершает ошибки, впадает в заблуждения. Поэтому Павел здесь говорит, что все позволительно, но не все назидает , было бы даже точнее перевести «не все созидает». Формально можно делать все что угодно, предаваться любым грехам и страстям, но созидает ли это человека, делает ли его цельным, гармоничным, приближает ли к Богу? Христианин – это человек, который внутренне может сказать себе: да, я могу поступать так и так, но буду поступать иначе, поскольку то созидает, а это не созидает, то полезно, а это не полезно. Это внутреннее состояние отличается от состояния человека, живущего под бременем закона: можно – нельзя, должен – не должен.

Дальше апостол Павел в качестве примера, как может проявляться эта свобода, говорит о мясе. Мясо в древности всегда было посвящено какому-то языческому богу, не было мяса «свободного» от идольского посвящения, все было идоложертвенным. Стоял вопрос: есть это мясо христианину или нет. Апостол Павел говорит: если ты веришь, что идол – это что-то несуществующее, то можешь есть и даже не задумываться. С другой стороны, некоторые люди беспокоились по этому поводу, потому, как пишет апостол Павел, лучше их не искушать, не соблазнять, не доставлять им беспокойства. Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести . Идоложертвенное или нет – неважно, потому что Господня земля, и что наполняет ее. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести , то есть поступайте так же, как если бы сами купили. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, — то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее . Вот принцип «Все мне позволительно, но не все полезно»: человек видит мясо, понимает, что может его съесть, но если замечает, что чья-то совесть смутится, что кому-то это повредит, тогда он сам себе скажет: я этого делать не буду, так как это не полезно ни мне, ни другим.

Сам апостол Павел когда-то сказал приблизительно такие же слова в Послании к Коринфянам: «Если я соблазняю брата своего, не буду есть мяса вовек». Павел прекрасно понимал, что мясо есть можно, но чтобы не соблазнять брата своего, он от него отказывался и таким образом проявлял свою христианскую свободу. Все должно быть подчинено главному принципу христианства – вере, действующей любовью.

Напоминаю вам о необходимости ежедневно читать Слово Божие, потому что в нем великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать