Читаем Апостол. 19 февраля. Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность

19 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Второе послание Петра. Глава 1, ст. 1–10.

 

1. Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа:

2. благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего.

3. Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию,

4. которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью:

5. то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность,

6. в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие,

7. в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.

8. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа.

9. А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих.

10. Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь.

(2 Пет. 1, 1–10)

 

Этот отрывок, дорогие братья и сестры, тоже был уже нами прочитан и прокомментирован. Ключевое место, на которое мы еще раз обратим внимание, – 4-й стих. Ключевое потому, что это единственное место в Новом Завете (возможно, что и во всей Библии), где говорится о том, что человек может быть причастником Божественного естества. В прошлый раз мы отметили, что в те времена, когда апостол Петр писал это послание (да и когда уже писал свои послания апостол Павел), еще не было четкой богословской терминологии. Уже позже, когда христианство стало сначала свободной религией, а потом и государственной, появилось время и возможность рассуждать на темы христианского богословия, оттачивать терминологию.

Слово естество, природа (по-гречески φύση ; отсюда слово «физика» как наука о природе), обозначающее Божественное естество, стало мыслиться синонимичным со словом ουσία, сущность. Мы как-то об этом слове тоже говорили. И все-таки, по мысли православных богословов, достичь Божией сущности или природы никогда не будет возможно: это та часть Божества, которая всегда будет неуловимой, всегда будет «убегать» от человека. Человек будет приближаться к Богу, но Божественная природа, сущность всегда будет тайной. Поэтому мы и называем Бога Непостижимый, Невидимый, Непознаваемый, Неизглаголанный. Бог всегда останется в Своей природе таинственным.

Тем не менее по учению Православной Церкви с Богом можно соединиться. Кроме природы, сущности, Божией еще есть Божественные энергии. Если сущность находится как бы в глубинах Божьего бытия и доступна только Самому Богу, только Он Сам воспринимает Свою Божественную сущность, то Его проявления вовне, Его Божественные энергии – это то, что как раз доступно восприятию и даже соединению. Именно через причастность этим Божественным энергиям человек может стать причастником Бога, не Его сущности, но Его энергиям, которые тоже являются частью Бога, только это не самая Его глубина и сердцевина, а то, что доступно для познания извне, доступно для человека. Поэтому соединение с Богом, как мы знаем из православного богословия, происходит через причастность Божественным энергиям, а Божественная сущность, природа остается за пределами нашего восприятия и познания.

В то время, когда апостол Петр писал свое послание, конечно, не было такой терминологической ясности, поэтому он мог позволить себе сказать, что человек может быть причастником Божественного естества. Общий смысл в том, что человек станет обо́женным, станет « богом по благодати », соединится с Богом. Все это совершенно справедливо: человек действительно способен и даже призван к этому, но с теми оговорками, которое внесло позже православное богословие в терминологию, связанную с понятиями ουσία, φύση, υ πόστ α σις и так далее (это уже отдельная тема).

Вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. Очень интересная цепочка рассуждений, добродетелей, качеств христианина, которые вытекают одно из другого. Конечно, любая такая схема теоретическая и является моделью, а не самой реальностью. Можно много теоретизировать, но надо помнить, что, какая бы удачная модель ни была, это все-таки всегда модель.

Здесь апостол Петр выстраивает свою модель именно в такой последовательности. В вере добродетель. Когда мы читали соборное Послание апостола Иакова, говорили, как понимают веру апостол Иаков и апостол Павел. Иаков говорит, что теоретическая вера без дел мертва, а для Павла вера – это принцип жизни, поэтому вера всегда будет действовать любовью. У апостола Петра похожие рассуждения о том, что вера рождает добродетель.

В добродетели всегда важна рассудительность, дар рассуждения. Если мы почитаем аскетическую литературу святых отцов, которые много писали на антропологические темы, связанные с человеком и человеческим устройством, то увидим, что дар рассуждения – один из самых главных даров, которые призван стяжать христианин. Слово «рассуждение» можно заменить на слово «осознанность». Поскольку человек ограничен, любое поведение, поступок, действие может иметь две стороны, поэтому наша задача – включить дар рассуждения и постараться понять: то, что мы хотим совершить или сказать, действительно принесет благо, будет конструктивно, созидательно или может иметь обратный эффект? Возможно, мы хотим одного, но, не рассудив и поступив неосознанно, достигнем противоположного результата. Дар рассуждения или осознанности – тот стержень, критерий, который должен пронизывать всю жизнь христианина, все его действия, мысли, слова.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать