Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Послание к Ефесянам. Глава 1, ст. 1–9
1. Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе:
2. благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
3. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах,
4. так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви,
5. предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей,
6. в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном,
7. в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его,
8. каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении,
9. открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем […]
(Еф. 1, 1 - 9)
Апостол Павел, как всегда, сначала приветствует адресата, не отступая от того формуляра, свойственного античному посланию в целом. Оно всегда начиналось с того, кто к кому обращается, и некого пожелания. В данном случае мы видим, что Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа обращается к находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе . В античном мире пожелание часто было коротким, например, «χαίρε» по-гречески или « salve » по-латыни, что означало «радуйся!». Здесь апостол Павел дает свой христианизированный вариант приветствия: Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа .
Далее апостол Павел, также следуя формулярам античного послания, дает благословение. Он воссылает благословение Богу за то, что Он спас всех верующих во Христа. Апостол выражает это через длинное и красивое предложение практически с 3-го по 9-й стих.
Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви . Здесь апостол Павел говорит о том, что Бог избрал людей, верующих в Иисуса Христа, прежде создания мира, поскольку Бог находится вне времени и со Своей вневременно́й позиции видит, кто отзовется на призыв поверить во Христа, а кто не отзовется. Это, конечно, не означает, что таким избранием попирается свобода человека. Для Бога прошлое, настоящее и будущее – один миг, одно временно́е состояние, и в этом смысле избрание Божие происходит вне создания мира.
Бог избрал христиан, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей. Это очень важный момент. В Послании к Галатам много говорилось об этом, и здесь апостол Павел также обращает внимание на смысл пришествия в мир Иисуса Христа, Сына Божия. Он заключается в том, чтобы каждый, кто доверится Спасителю, тоже смог стать сыном Божиим, «богом по благодати», как говорится во многих богословских текстах, или богом с маленькой буквы. Христос прошел этот путь первым (« первенец из умерших », как говорит апостол Павел в Послании к Коринфянам) и проложил этот путь для каждого отдельного человека. Благодаря Его пришествию каждый может воспринять усыновление через Крещение и впоследствии через соединение со Христом в таинстве Евхаристии, чтобы достигнуть обо́жения. Вот для чего Иисус Христос приходил в мир и совершился факт усыновления нас Богом через Иисуса Христа по благоволению воли Своей .
…В похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его . Все мы прекрасно знаем, что благодаря пришествию Христа, Его крестной смерти и Воскресению мы все имеем искупление грехов через Кровь Его и прощение грехов по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем… Это длинное предложение не заканчивается девятым стихом, но в нем апостол Павел воссылает славу Богу Отцу Небесному и Господу Иисусу Христу в очень красивых выражениях. Смысл этого восхваления именно в том, что Павел призывает адресата и сам благодарит, благословляет Бога за то, что Он совершил дело спасения, послал Своего Сына Единородного, для того чтобы мы все могли иметь усыновление.
Вспомним Послание к Галатам, где апостол Павел обращается к христианину: ты уже не раб, а сын и наследник через Иисуса Христа. Это чрезвычайно важно, потому что состояние раба и состояние сына принципиально отличаются друг от друга. С одной стороны, мы все это прекрасно понимаем, а с другой - возможно, не так часто над этим задумываемся. Христианству уже две тысячи лет, но людей, которые предпочитают оставаться в рабском сознании, еще немало. Раб не имеет внутренней свободы, но он не имеет и ответственности. Когда мы читали Послание к Галатам, то говорили, что свобода и ответственность – две стороны одной и той же медали. Раб не имеет свободы, он служит своему господину и не более того, он совершенно не заинтересован, как идут дела у его господина, процветает ли тот. Достаточно того, что господин дает ему крышу над головой, хлеб и просто возможность жить. А сын всегда заинтересован тем, что происходит в хозяйстве его отца, потому что сын сам будет наследником всего этого. Поэтому у сына есть свобода действий, некое право, но в то же самое время есть и великая ответственность за то, что происходит в хозяйстве его отца. Когда мы становимся детьми Бога, то получаем свободу, которую дает нам Иисус Христос и тем самым принимаем великую ответственность за весь мир, потому что встаем в один ряд с Господом Иисусом Христом и отвечаем за все, что в этом мире происходит. В этом и есть смысл того, зачем мы живем, любим своих близких и не только их, растем в состоянии любви – чтобы исполнить наше предназначение и быть детьми Бога и богами по благодати.
Напоминаю о необходимости ежедневно читать Слово Божие, потому что в нем великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 15 мая 2024 года
Божественная литургия 14 мая 2024 года
Житие и труды составителей Литургий. Третья огласительная беседа епископа Веневского Феодорита
Житие и труды составителей Литургий. Вторая огласительная беседа епископа Веневского Феодорита
Читаем Ветхий Завет. «Обличение иудеи. Попранная справедливость». Священник Константин Корепанов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!