Читаем Апостол. 17 февраля. Как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить

17 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Первое послание Петра. Глава 4, ст. 1–11.

 

1. Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить,

2. чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией.

3. Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению;

4. почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас.

5. Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых.

6. Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом.

7. Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах.

8. Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов.

9. Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота.

10. Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией.

11. Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.

(1 Петр. 4, 1 – 11)

 

Этот отрывок, дорогие братья и сестры, мы с вами тоже уже читали и комментировали, тем не менее в нем содержится очень важная мысль. Мы обращали на нее внимание, и сегодня хочется остановиться на ней более подробно, поскольку для христианского мира она принципиальна.

Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить. В славянском языке, который, напомню, является более близким к оригинальному древнегреческому тексту, фраза из этого стиха звучит так: «пострадавши плотию преста от греха», то есть уже пострадавший плотью, перестал грешить, отошел от греха, не попадает в зону его действия. Еще раз напомню, что слово плоть – это, как правило, слово, относящееся к состоянию человека, его сознания. «Ветхий человек» – это тот, кто живет согласно плоти, эгоистично, который все меряет своей гордыней, своим эго.

У каждого из нас, братья и сестры, эта гордыня чрезвычайно сильно и упорно привязывается к нам. Есть понятие в психологии и философии «ложная личность», то есть образ самих себя, который создавался годами, через какие-то моменты воспитания, образования, окружающую среду. Безусловно, в образовании, воспитании много положительного, но что-то все же возгревает в нас эту гордыню. Мы с большим трудом, иногда через боль стремимся «умертвить» этого «ветхого человека». Многие люди не задумываются об этой задаче. Современный мир в своей рекламной, потребительской стихии отвлекает человека от того, чтобы задуматься о существовании «ветхого человека» и о том, что эго, гордыня человеческая есть «двигатель цивилизации». Человеку постоянно говорят: «Ты имеешь ценность», причем не в христианском осмыслении, а именно в поверхностном, социальном: «Ты мерило всего». «Человек есть мера всех вещей», – говорил еще знаменитый софист Протагор в античности. Действительно, каждый человек думает, что мир вращается вокруг него, что он есть «пуп земли».

Искоренить этого «плотского человека», сознание собственной значимости или, как говорил один философ, чувство собственной важности чрезвычайно сложно. Иногда это происходит через страдания, боль, потери. Человек думает: «Все в моих руках, я хозяин мира, властелин своей жизни». И вдруг приходит страдание, потеря. Казалось, все в моих руках – и вдруг все из рук валится. Больно, тяжело, иногда доходит до уныния, депрессии, нежелания жить. Но если мы задумаемся, то увидим, что через это Бог и жизнь как проявление Божественного Промысла учат нас правильному пути, заставляют нашего «ветхого человека» страдать, то есть мы по плоти или плотью страдаем. Бог нас заставляет «умертвить» этого «человека», выжигает нашу гордыню различными скорбями, потерями, жизненными ситуациями. Когда это умерщвление «ветхого человека» произойдет, тогда возродится истинный человек, образ и подобие Божие. Уже в этом состоянии человек будет жить совершенно по-другому. Поэтому здесь и сказано: кто пострадает плотью, «умертвит» своего «плотского человека», тот перестанет грешить.

Следующий стих является пояснением: чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией. Здесь слово плоть является нейтральным. Иногда словом плоть апостол Павел и другие апостолы заменяют слово «тело», «телесное земное житие». Здесь во плоти время означает «пока здесь в теле, на земле». «Ветхий человек» умерщвляется в том числе через страдания, боль, внутренний взрыв, когда казалось, что все хорошо, но приходится переживать целые трагедии. «Ветхий человек» так просто не сдается, он хочет, чтобы все было по его воле, цепляется за все что угодно, лишь бы только сохранить себя и свою значимость.

Очень большое количество литературных произведений посвящено этой проблематике. Вспоминается, в частности, знаменитая трилогия Толкиена «Властелин колец» и несчастный герой Смеагол, который постоянно боролся сам с собой. «Ветхий человек» в нем цеплялся за свою убогую жизнь, пытался доминировать. Даже когда через любовь, доброе отношение главного героя Фродо, казалось бы, удалось победить эту ветхую сущность, потом через определенные события этот «ветхий, плотской человек» восторжествовал, и по сюжету герой погиб в прямом смысле слова (оказался в лаве вместе с кольцом).

Есть множество других примеров в литературе, когда происходит эта борьба, когда «ветхий человек» не хочет «уходить со сцены», не хочет погибать. Его на самом деле как такового нет, у него нет сущности, он паразит нашего «настоящего человека», маска, но он так сильно въедается в нашу сущность, что нам кажется: если мы его убьем, то и себя убьем. На самом деле, это не так. Если мы «проткнем» этого «ветхого человека» подобно воздушному шару, откажемся от него – через боль, через страдания, но решительно, – то окажется, что на этом месте сможет вырасти «истинный человек», «духовный человек». Следствием этого будет то, что написано во 2-м стихе: чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, то есть не по похотям этого «ветхого человека», которому постоянно мало, который все гребет под себя, но по воле Божией. Для нового человека целью будет жизнь по воле Божией, он будет стараться всеми силами осуществлять в своей жизни волю Божию. Но сначала нам с вами часто приходится пострадать, чтобы этого «ветхого, плотского человека» «умертвить» и дать место «новому человеку».

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать