Читаем Апостол. 17 апреля. Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному

17 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Евреям. Глава 9, ст. 11–14.

 

11. Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения,

12. и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.

13. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело,

14. то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!

(Евр. 9, 11 – 14)

 

Мы с вами читаем Послание к Евреям практически во все субботы и воскресенья Великого поста. Даже когда был праздник Сорока мучеников и Благовещение, мы читали отрывки из этого Послания. Буквально вчера мы комментировали окончание 9-й главы, а сегодня читаем с 11-го по 14-й стих. Рассуждения апостола Павла касаются той же темы: Христос – Первосвященник Нового Завета и Он имеет преимущество перед первосвященниками Ветхого Завета.

Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, как ветхозаветная скиния, которая руками была устроена. Христос пришел со скинией нерукотворенной, Он Сам стал Церковью, Храмом, поэтому уже нет прикрепленности к одному месту. В Ветхом Завете храм был единственный – Иерусалимский, кроме него были синагоги (по-гречески это означает «собрание»). Он был самым сакральным местом ветхозаветного иудейства. Христос же Сам есть Церковь, поэтому и говорится, что Он есть в любом месте, не только в Иерусалиме или на горе Гаризим, где совершали свое поклонение самаряне. В христианском понимании важно, чтобы, как сказал Христос, собрались двое или трое во имя Его и совершили молитву и Евхаристию. Церковь – это в первую очередь община, а не какое-то место. Один храм не менее и не более свят, чем другой. Если мы думаем, что во время Евхаристии в Иерусалимском храме Гроба Господня, несмотря на то, что там действительно находится Гроб Господень и это исторически важное место, происходит большее чудо и большее присутствие Христа, чем в храме какой-нибудь глухой деревни, то мы ошибаемся, поскольку Евхаристия едина и Христос Един. Когда священник разделяет хлеб, которым потом будет причащаться он сам и люди, то говорит: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогдаже иждиваемый». То есть Христос не раздробляется, Он всегда Один и Тот же, и в каждой Евхаристии полностью присутствует. Поэтому и не должно быть мыслей, что в каком-то храме Евхаристия не такая, как в том или ином очень святом месте.

Поэтому в христианстве, в отличие от иудаизма или ислама, нет понятия об абсолютной необходимости посетить конкретное место. Иудеи стремятся попасть в Иерусалим к Стене плача – единственной сохранившейся стене разрушенного храма. Мусульмане тоже стремятся совершить хадж (в первую очередь они стремятся в Мекку, но Иерусалим для них тоже священный город), и это даже одно из правил веры мусульманина. Христианин может поехать в Иерусалим, а может не поехать; может паломничать по каким-то святым местам, а может не паломничать; может всю жизнь ходить в один храм, в одном храме причащаться и совершенно не чувствовать себя ущербно, потому что Христос везде Один и Тот же, в каждой Евхаристии. Он Сам есть наш Храм, наша Церковь, поэтому где Он, там и обилие святости и благодати. Вот что важно понимать, братья и сестры. Не нужно путать приоритеты, но надо понимать, что рукотворенная скиния не может быть для нас какой-то самоцелью, для нас важно, чтобы было содержание, был Христос, совершалась Евхаристия. Мы знаем, что были времена, когда Евхаристия совершалась не в каком-то святом месте, а в тюремной камере, если говорить об узниках лагерей, или на природе. Христос Сам освящает пространство вокруг: где Евхаристия – там и святилище, храм, церковь.

Со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. Евхаристия – это возможность стать причастными этому искуплению, поэтому где Евхаристия, там и спасение, соединение с Христом-Искупителем.

Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному! Та же самая параллель: если даже кровь жертвенных животных могла очищать людей, то, конечно же, Кровь Христа, Сына Божия очищает нас и совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному.

Очень интересно понятие мертвых дел. Мы сталкиваемся с похожими высказываниями в разных местах Нового Завета. Например, когда к Христу подходят несколько человек, которые хотят идти за Ним, один говорит: «Я пойду за Тобой, только дай мне похоронить моего отца», на что Христос отвечает: «Иди за Мною сейчас и оставь мертвым погребать своих мертвецов». Есть очень много толкований этого места, как достаточно спокойных, так и более острых. О самой фразе «мертвым погребать своих мертвецов» говорят, что это афоризм и нельзя понимать его буквально. С другой стороны, в этих словах, на мой взгляд, есть глубокий духовный смысл. В том, что люди умирают физически, нет ничего удивительного после грехопадения, ничего с этим не поделаешь, а то, что они могут, будучи живыми, оказываться внутри мертвыми (соответственно, и дела их будут мертвыми), уже более печально. Бывает, человек умирает еще до своей физической смерти, если он не живет своей жизнью, постоянно притворяется, играет какую-то роль. Если человек проживает свою жизнь здесь и сейчас в хорошем смысле слова, то есть не пытается здесь и сейчас все потребить и сгрести все под себя, а проживает каждое мгновение своей жизни полно, тотально, то он действительно живет. А если человек только изображает жизнь, то он уже живой мертвец. Один знаменитый человек завещал написать после его смерти на могиле эпитафию: «Смерть застала его в живых». Так что, братья и сестры, христианин – это тот человек, которого смерть застает в живых. Всем нам желаю, чтобы мы не были живыми мертвецами и умирали для этого мира только в момент физической смерти, а дальше восходили туда, куда нас призовет Господь.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать