Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Первое послание к Тимофею. Глава 4, ст. 9–15.
9. Слово сие верно и всякого принятия достойно.
10. Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных.
11. Проповедуй сие и учи.
12. Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте.
13. Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением.
14. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.
15. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден.
(1 Тим. 4, 9-15)
Небольшой отрывок, но в нем есть темы, над которыми, действительно, было бы интересно порассуждать.
Слово сие верно и всякого принятия достойно. В какой-то степени это итог предыдущих рассуждений, но напомню, что формула верно и всякого принятия достойно характерна именно пастырских посланий апостола Павла, в других посланиях мы ее не встретим.
Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных. Проповедуй сие и учи. Здесь в одном предложении апостол Павел говорит о том, что христиане трудятся, терпят поношения, то есть какие-то трудности, угрозы, скорби и страдания, потому что уповают на Живого Бога – на Бога, с Которым они состоят в личных, живых отношениях. И этот Бог действительно Спаситель всех людей, а больше всего верных, то есть тех, которые приблизились к Нему. Но не потому, что Он кого-то любит больше, кого-то меньше, к кому-то ближе, а от кого-то дальше. Не так давно мы как раз говорили, что Бог одинаково близок ко всем, а вот насколько близок к Нему сам человек, это уже вопрос к человеку, его воле, осознанности, к тому, насколько глубоко он живет. Встретиться с Богом по-настоящему, можно только коснувшись каких-то глубин своего собственного бытия. Человеку, который идет по поверхности жизни, очень трудно встретиться с Богом, потому что жизнь на поверхности – это всегда по большому счету жизнь потребительская, когда человек пытается достичь каких-то выгод. Это жизнь по договоренности, по принципу «ты – мне, я – тебе». Даже если человек посещает Церковь, он может строить отношения с религией исходя из своего уровня осознанности жизни. А встретиться с Богом по-настоящему, наверное, можно только где-то в глубинах своего существования. Когда мы оттолкнемся от поверхностной жизни, может быть, вследствие каких-то бед, трудностей и действительно позволим себе жить более глубоко – вот там и станет возможной встреча с Богом, там мы сами захотим приблизиться к Богу, Который и так всегда рядом с Нами.
Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Очень интересна постановка вопроса никто да не пренебрегает юностью твоею. На самом деле в этих словах великая мудрость. Апостол Павел понимает, что Тимофей, его возлюбленный ученик, сподвижник, является епископом города Эфеса, хотя в то же время он еще достаточно молодой человек. И наставляя людей, передавая некоторые мысли апостола Павла, для некоторых он мог выглядеть юнцом: молодой мужчина, наставляющий каких-то старцев. Момент, когда человек говорит: я старше, а значит, как говорится, яйца курицу не учат, далеко не всегда справедлив. Все мы прекрасно знаем о конфликте «отцов и детей», который существует абсолютно во всех сферах. И часто получается, что возраст сам по себе является некой привилегией: дескать человек жизь прожил, получил какой-то опыт, значит, он автоматически мудрее, опытнее, автоматически знает, как лучше поступить.
Здесь Павел как раз старается разрушить этот стереотип, эту иллюзию, потому что прекрасно понимает потенциал своего ученика. Тимофей прошел с апостолом Павлом огонь и воду, на нем особая благодать, как здесь написано. Иначе Павел не доверил бы Тимофею Церковь в Эфесе, городе, где ему самому пришлось потрудиться немало, поэтому Павел любил эфесских христиан, имел о них особую заботу. Конечно, он видел, что Тимофей на это способен, и поэтому благословил его на миссию быть епископом этого города. Также Павел мог предвидеть, что могло возникнуть и неприятие Тимофея как авторитета именно в связи с его еще молодым возрастом. Поэтому он наставляет и самого Тимофея, и через него как бы и всех остальных: никто да не пренебрегает юностью твоею, то есть юность не всегда показатель того, что человек не может учить людей каким-то духовным вещам. Ведь Господь дает Свой дар так, как считает нужным. Если Господу угодно, Он и молодого человека может наделить мудростью и ви ́ дением каких-то духовных реалий. И наоборот, если человек, идя по жизни, уже настолько закоснел, утвердился в каких-то своих шаблонах, стереотипах, что его уже не сдвинуть, то он может быть уже неспособным воспринимать что-то новое, учиться, идти вперед, такой человек сам не готов принять и реализовать в своей жизни подобный дар от Господа.
Если мы с этой точки зрения рассмотрим ситуацию Самого Господа Иисуса Христа, она была тоже чем-то схожа. Христос – молодой человек тридцати с небольшим лет, только достигший возраста зрелости для мужчины, и вот Он выходит на проповедь. Кто Он такой? – спрашивали о Нем всегда. Сын назарейского плотника, который нигде не учился, не был из священнического колена. Почему Он ходит, учит, изгоняет торгующих из храма, попирает какие-то устоявшиеся принципы, законы? Конечно, для фарисеев, которые были духовной элитой иудейского народа, учеными книжниками, прекрасно знавшими предание и все иудейские законы, и к тому же людьми уже не молодыми, опытными, для них Иисус был совершенно непонятным молодым человеком, выскочкой, который будоражит общество. Как они говорили о Нем: «Сей развращает народ». Не исключено, что апостол Павел предвидел, что и к Тимофею могут относиться так же: протеже апостола Павла, но ведь молодой же, еще многого не знает, поэтому будем его, конечно, терпеть, раз уж он наш епископ, но поступать тем не менее будем по-своему, потому что мы знаем, как нам лучше поступать и мыслить. И апостол Павел дает свое наставление, надеясь, что эфесские христиане услышат их и будут видеть в Тимофее человека, действительно облеченного духовной властью и духовным авторитетом.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 мая
День ангела. 20 мая
Церковный календарь 20 мая. Обретение мощей преподобного Нила Мироточивого, Афонского
Евангелие 20 мая. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел
Читаем Апостол. 20 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!