Читаем Апостол. 13 октября. Если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам

13 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Филиппийцам. Глава 2, ст. 16–23

 

16. Содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился.

17. Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам.

18. О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне.

19. Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом.

20. Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас,

21. потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу.

22. А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании.

23. Итак я надеюсь послать его тотчас же, как скоро узнаю, что будет со мною.

(Флп. 2, 16 – 23)

 

Здесь апостол Павел, как и прежде в Послании к Филиппийцам, пишет с огромным вдохновением, радостью и благодарностью за адресата. У Павла нет ни одного другого Послания, где бы он столько раз говорил о радости и призывал бы адресата радоваться. В этом отношении Послание к возлюбленным филиппийцам действительно вдохновенное и сугубо личное.

Сегодняшнее чтение начинается тем же стихом, которым заканчивался предыдущий отрывок. Апостол Павел желает, чтобы его похвала в день Христов состоялась, чтобы он не тщетно подвизался и не тщетно трудился , то есть не впустую. Слово подвизаться происходит от слова подвиг , в русском языке это связано с какой-то героической деятельностью, поступком. В те времена термин подвиг происходил из спортивного лексикона, подразумевалось некое соревнование. Апостол Павел часто сравнивает свою жизнь и миссионерскую деятельность с соревнованием: он спешит, подобно бегуну (часто он сравнивает себя именно с бегуном), для того чтобы получить награду.

Следующий фрагмент тоже представляет очень большой интерес. В 17-м стихе апостол красиво и поэтично говорит о том, как он готов послужить Церкви Христовой и делу проповеди даже через свою смерь, трудности и стесненные обстоятельства. Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам. О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне. Очень красивые два стиха, но несколько непонятные. Здесь идет речь о конкретной ситуации жертвоприношения. Например, слово, которое в русском переводе звучит как служение , в греческом тексте звучит как литургия . Все мы знаем, что такое литургия, по крайней мере, в христианском понимании – это главное общественное богослужение, где совершается Евхаристия, где люди причащаются Святых Христовых Таин. Само слово имеет дохристианское происхождение: литургия значит общее дело . Именно этим словом назывались общественные богослужения и собрания (в том числе в языческих религиозных сообществах), а также светские общественные мероприятия. Если слово литургия с греческого дословно перевести на латинский язык, то получится издревле очень известное и сейчас не забытое слово: дело по-латински « res », а «общее» – « publica ». То есть греческое слово литургия , общее дело , на латинский язык переводится как республика . Поэтому все мы с вами, братья и сестры, регулярно участвуем в христианской республике.

Здесь апостол Павел, скорее всего, ведет речь об образе ветхозаветных жертв, в том числе языческих, приносимых в эпоху до Нового Завета, в котором всяческие жертвы, в частности связанные с кровопролитием, убийством животных, были отменены. Иногда в качестве жертвы употреблялось вино: оно возливалось на жертвенник. Слова апостола я соделываюсь жертвою в оригинальном греческом тексте звучат немного по-другому: я возливаюсь на жертву и служение веры вашей , то есть он становится этим самым жертвенным вином, его возливают за жертву служения веры филиппийцев. Апостол Павел, конечно, предполагает, что его жизнь может завершиться в заточении. Причем, как он пишет об этом ранее в Послании к Филиппийцам, радуется тому, что может разрешиться и быть со Христом; он нисколько не боится своей смерти, а в некотором смысле ее ожидает и даже призывает. Но с другой стороны, Павел понимает, что ему еще нужно потрудиться здесь, во плоти ради успеха проповеди Евангелия.

Апостол пишет, что если потребуется даже его возлияние на жертву (если он, как жертвенное вино, будет «пролит» на жертвенник) ради того, чтобы Церковь существовала, чтобы в том числе филиппийцы могли быть христианами, могли быть причастными спасению, то он радуется и сорадуется всем им. Тем более, как мы помним их предыдущих стихов Послания к Филиппийцам, сами члены Филиппийской Церкви тоже подвергались некоторым притеснениям, гонениям, и поэтому апостол пишет, что сорадуется всем им, в том числе в претерпеваемых страданиях и скорбях. В ответ апостол Павел призывает самих филиппийцев радоваться и сорадоваться ему в его скорбях и его заключении. Это еще одно подтверждение того, что слово радость очень часто упоминается в этом Послании.

Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом. Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас, потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу. А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании. Итак я надеюсь послать его тотчас же, как скоро узнаю, что будет со мною. Тимофей, которого апостол Павел хочет послать к филиппийцам, действительно был его постоянным спутником. Павел доверял Тимофею полностью, и он пишет, что никого другого не имеет столь усердного, который служил бы ему в его сложных обстоятельствах во время проповеди слова Божия: его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании , то есть в проповеди Евангелия. Апостол еще не знает своей участи, но считается, что Послание к Филиппийцам написано из первого заключения (по мнению одних толкователей это было в Риме, по мнению других – в Эфесе), после которого он еще будет какое-то время на свободе. Только потом, попав во второе заключение в Риме, апостол Павел будет предан смерти, но пока он предполагает, что и первые узы могут закончиться смертью, поэтому пишет: «Я узнаю, что будет со мной, и пошлю Тимофея».

Напоминаю о необходимости ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать