Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Читается Откровение Иоанна Богослова.
В будние дни великопостного периода мы продолжаем размышлять над книгой Апокалипсис Иоанна Богослова, так как отрывки из Апостола (как и Евангелия) за богослужениями этих дней не читаются.
В прошлый раз мы рассмотрели 5-ю главу книги Апокалипсис и сегодня приступим к чтению 6-й главы, в которой начинается снятие печатей. До 4-й главы книга содержала в основном послание семи церквям Асийским, в 4-й и 5-й главах описывается некая Небесная литургия, где четыре символических животных, двадцать четыре старца, то есть пресвитера, и ангелы поклонились Сидящему на престоле Богу и Агнцу Закланному Иисусу Христу. Выяснилось, что только Агнец достоин раскрыть свиток, поскольку Он был заклан и Своей Кровью спас верующих в Него христиан. Только Он может сделать известным то, что написано в свитке о конце этого мира. Само понятие апокалипсиса предполагает, что мы как бы заглядываем за завесу, то есть, если переводить дословно, апокалипсис – это своего рода «отзанавешивание». Открыв эту завесу, мы можем увидеть, что будет, когда наш мир подойдет к своему концу.
1. И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри.
2. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить.
(Откр. 6, 1 – 2)
Надо сразу отметить (и мы будем пытаться постоянно держать эту мысль в голове), что описываемое здесь Иоанном Богословом еще не собственно апокалипсис. Мы сможем прикоснуться к нему, когда свиток будет уже раскрыт и мы увидим его содержание. А пока он раскрывается, мы просто наблюдаем за связанными с приближающимся концом света событиями, которые происходят в мире.
Снимается первая печать, и одно из символических Небесных животных говорит как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить. Некоторые толкователи считали, что под этим всадником надо понимать Самого Иисуса Христа. Но всадники на том или ином коне появляются при снятии первых четырех печатей и все четверо составляют литературное единство, поэтому нельзя ставить всадника на белом коне особняком и говорить, что это Христос, а остальные – какие-то другие персонажи. Тем более что Христос не несет людям смерть, а здесь, как мы увидим, все связано с тем, что наступает время нестроений, смерти, каких-то бедствий.
Большинство толкований говорят о том, что здесь есть намек на Парфянское царство, которое тревожило восточные границы Римской империи. Предполагается, что бедствия будут постигать в первую очередь гонителей христиан, но, конечно, и самих христиан они тоже будут задевать. В 62 году после Рождества Христова парфянский царь Вологез I нанес сокрушительный удар по римской армии, после чего на тех границах больше никогда не было спокойно. Опасность со стороны Востока будет отражаться в Апокалипсисе еще не раз. Напомню, что в большей степени Апокалипсис содержит ссылки на Ветхий Завет, но также он учитывает историческую и политическую ситуацию, иногда переосмысляет какие-то мифы и даже астральные представления. Книга очень богата своей образностью, Иоанн Богослов не стесняется использовать иногда некоторые символы и легенды, которые были тогда в ходу, чтобы понятнее проиллюстрировать ту или иную мысль. В этом нет ничего страшного, поскольку соприкосновение культур было всегда и подчас происходило переосмысление каких-то устоявшихся легенд и мифов. Это ни в коем случае не обедняет содержание Апокалипсиса и не делает его неправильным.
3. И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри.
4. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.
(Откр. 6, 3 – 4)
Второй всадник приносит войну, чтобы люди убивали друг друга. Может быть, это намек на гражданскую войну, а может быть, на какую-то масштабную войну, в которую будут втянуты несколько стран и народов. Как бы то ни было, это бедствие символически изображается всадником на рыжем коне.
5. И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей.
6. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай.
(Откр. 6, 5 – 6)
Третье бедствие связано с удорожанием продуктов, голодом, то есть проблемой продовольственного снабжения. Всадник держит в своей руке меру (весы), а этот символ всегда связан с торговлей, накоплением и распределением продовольствия. Голос посреди четырех животных напоминает глашатая на базаре, который выкрикивает: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай. Хиникс – это малая мера, а динарий – небольшая монета. Мы помним из Евангелия, что динарий – это дневная зарплата одного неквалифицированного рабочего. Вспомним притчу о работниках, которые пришли работать в разные часы, и каждому было обещано по динарию. Этот возглас означает наступление удорожания, голода, экономически трудного времени, потому что хиникс пшеницы за динарий это очень мало. У авторов того времени можно найти сведения о том, что за один динарий в нормальной ситуации можно было купить двенадцать хиниксов пшеницы и двадцать четыре хиникса ячменя, то есть удорожание достаточно серьезное. Елея и вина не повреждай, потому что, по мнению толкователей, елей и вино в достаточном количестве производились прямо на территории Малой Азии. Там было много оливок и винограда, поэтому внутри страны этих продуктов всегда хватало. Пшеница и другие зерновые культуры ввозились со стороны, следовательно, удорожание в первую очередь касалось привозных товаров.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 мая
День ангела. 20 мая
Церковный календарь 20 мая. Обретение мощей преподобного Нила Мироточивого, Афонского
Евангелие 20 мая. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел
Читаем Апостол. 20 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!