Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Читается Откровение Иоанна Богослова.
В будние дни великопостного периода мы продолжаем размышлять над книгой Апокалипсис Иоанна Богослова, так как отрывки из Апостола (как и Евангелия) за богослужениями этих дней не читаются.
В прошлый раз мы прочитали 5-ю главу с 1-го по 7-й стих и поговорили о том, что рядом с Сидящим на престоле, то есть Самим Богом, появляется образ Агнца Закланного – Иисуса Христа. Иоанн Богослов слышит ветхозаветное пророчество о Мессии, который будет львом из колена Иудина, а видит исполнение этого пророчества в новозаветную эпоху, где вовсе не лев, готовый разрывать своих врагов, а Агнец Закланный. Интересна манера Иоанна Богослова сопоставлять ветхозаветное и новозаветное богословие, показывая преимущество того, что нам открыто в Новом Завете. Наш Господь не есть Господь Карающий, Уничтожающий, а Господь, Который страдает за людей и дает им спасение через Свое заклание, Свою Смерть.
Далее говорится о проблеме: кому-то нужно раскрыть книгу, в которой повествуется о конце времен, но кто достоин снять печати и раскрыть этот свиток? Напомню, что в древности книга выглядела как свиток, который сворачивался и на него накладывались печати. Чтобы раскрыть свиток, нужно было снять печати, которых в данном случае семь. Достойным оказывается Агнец. Разворачивается знакомая нам цепочка откровений: Бог дает откровение, или апокалипсис, Агнцу, Агнец через ангела передает его Иоанну Богослову, а он рассказывает нам, христианам.
8. И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых.
9. И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени,
10. и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле.
(Откр. 5, 8–10)
Четыре животных и двадцать четыре старца, то есть пресвитера, прославляют Агнца, возносят Ему поклонение, говоря о том, что Он достоин раскрыть книгу, поскольку был заклан и искупил верующих в Него христиан Своею Кровью. Сказано, что они поют новую песнь. В Ветхом Завете это выражение тоже встречается часто, например, призыв в Псалтири: воспойте Господеви песнь нову. Новая песнь, Новый Завет, новая заповедь – эти понятия новозаветного Священного Писания акцентируют внимание на новизне того, что происходит. Напомню, что наше русское слово новый – это одинаковый перевод двух греческих слов: νέος и καινός. Νέος означает «новый в хронологическом смысле», например, когда одни ботинки износились, мы покупаем очередные новые; при этом, возможно, первые были лучше по качеству (просто на такие же хорошие не хватило денег). Καινός говорит о чем-то принципиально новом. Новая заповедь – такая заповедь, которой не была дана прежде, а дана Иисусом Христом; Новый Завет – это новые отношения человека с Богом, которых не было никогда до Пришествия Христа; песнь новая еще никогда не была воспеваема Богу, а появилась лишь в эпоху Нового Завета.
Сказано, что Агнец соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле. Слово царями – это опять не совсем точный перевод. Точнее будет сказать «царством и священниками Богу». Именно из нас, христиан состоит Царство Божие, а слово священники употребляется в том смысле, что мы народ святый, царское священство и обещание, данное в Ветхом Завете богоизбранному народу, теперь относится к христианам, Новому Израилю.
11. И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч,
12. которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение.
13. И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков.
14. И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков.
(Откр. 5, 8–14)
Мы видим, как эта Небесная литургия логично завершается прославлением Сидящего на престоле Бога и Агнца Закланного – Иисуса Христа. Люди, которые радуются и прославляют Агнца, то есть христиане, тоже участвуют в этой Небесной литургии. Участвуют в ней и ангелы: голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч. Здесь вновь присутствуют числа. Тьма – это десять тысяч, а здесь мы видим тьмы тем и тысячи тысяч. Конечно, это символ, означающий «очень и очень много», вовсе не имеет смысла перемножать эти числа и считать, что ангелов было именно столько. Числа в Апокалипсисе и вообще в Библии несут символическую нагрузку. Ангелы, так же как двадцать четыре пресвитера и четыре животных, прославляют Агнца: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение.
И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков. И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков. Иоанн Богослов показывает равенство Сидящего на престоле и Агнца не через какие-то богословские размышления и пассажи, как у апостола Павла, а именно через символику. Поскольку Им поклонились одинаково, это означает, что Они равны между Собой по Своей сущности и достоинству, потому что с точки зрения Ветхого Завета, поклонение подобает только Богу.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 мая
День ангела. 20 мая
Церковный календарь 20 мая. Обретение мощей преподобного Нила Мироточивого, Афонского
Евангелие 20 мая. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел
Читаем Апостол. 20 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!