Читаем Апостол. 11 августа. Ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?

11 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Первое послание к Коринфянам. Глава 10, ст. 28–33; глава 11, ст. 1–7.

 

10:28. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, — то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее.

10:29. Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?

10:30. Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю?

10:31. Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию.

10:32. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией,

10:33. так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись.

11:1. Будьте подражателями мне, как я Христу.

11:2. Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.

11:3. Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог.

11:4. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.

11:5. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.

11:6. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.

11:7. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.

(1 Кор. 10, 28 – 11, 7)

 

Дорогие братья и сестры, мы с вами продолжаем читать Первое послание к Коринфянам и сталкиваться с огромным количеством прекрасных идей, глубоких рассуждений апостола Павла. Очень жаль, что у нас так немного времени, потому что сегодня мы прочитали конец 10-й главы, где заканчивается размышление об отношении к идоложертвенной пище, и начали 11-ю, где речь идет уже о мужчине и женщине в Церкви, о том, как им следует молиться, вести себя в церкви. Это две совершенно отдельные, серьезные темы. Если 11-ю главу мы еще продолжим читать, то 10-ю мы уже заканчиваем, поэтому скажем несколько слов об этом.

28. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, — то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее.

29. Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?

Апостол Павел в предыдущем отрывке говорит о том, что если вы просто кушаете в гостях, и никто ничего не говорит, то ешьте дальше. Если кто-то сказал, что это идоложертвенное, то, конечно, лучше не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести . Апостол Павел имеет в виду не свою совесть. Если он или другой сильный совестью человек уверен, что может есть идоложертвенное и в этом нет ничего плохого, то, конечно, его совесть и не поколеблется. А вот совесть другого человека может поколебаться, он может укорить, засомневаться. Например, сегодня он может тоже вкусить идоложертвенного и радоваться вместе с сильным совестью, но уже завтра сильный совестью проснется и скажет: «Какой прекрасный день, как хорошо вчера покушали!», а слабый совестью проснется и скажет: «Ай-яй-яй, вчера я ел идоложертвенное мясо, надо каяться, исправляться», будет себя гнобить. Получается, что человек сильный совестью стал соблазном для того, у кого совесть слабая. Здесь Павел и говорит, что не нужно подавать соблазн.

29 …. ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?

30. Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю?

Как чужая совесть, чужое мировосприятие и внутренний мир могут судить мою свободу, мой внутренний мир, мое восприятие? Оно иное, оно преодолело какие-то стереотипы, шаблоны, которые еще не преодолел тот человек. Как тогда моя свобода должна судиться чужой совестью? Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю? Если Павел или другой человек с сильной совестью вкушает пищу, считая, что в этом нет ничего плохого, благодарит за это Бога, и кто-то, глядя на это, будет его судить – с какой стати? Поэтому лучше просто не подавать соблазна, не показывать этого перед теми, кто может соблазниться или осудить.

Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию. Апостол Павел вырабатывает принцип: еда, питье или любе другое действие, которое вы совершаете, делайте со славу Божию, благодаря Бога, в присутствии Бога. Если вся ваша жизнь пронизана присутствием Бога, благодарением Бога, то соответственно в этом вы и ощущаете свою внутреннюю свободу во Христе. Кушаете – благодарите, пьете – благодарите, что-то еще делаете – благодарите Бога и ощущайте Его присутствие, Его благодать и эту свободу во Христе, о которой идет речь. Судить вашу совесть, вашу свободу чужой совестью нецелесообразно, об этом здесь четко написано: для чего моей свободе быть судимой чужою совестью? Поэтому строчки с 29-го по 31-й стих – это в некотором смысле манифест христианской свободы. То, о чем апостол Павел так много пишет в Послании к Римлянам, к Галатам, к Коринфянам, здесь описано в трех стихах. Чтобы нам понимать, что имеется в виду, конечно, нужно в целом изучать послания апостола Павла и делать особый акцент на этих моментах, где апостол выражает принцип христианской свободы, принцип отношений человека с Богом и с другим человеком. Если ты сильный совестью, не соблазняй слабого; если ты еще слабый совестью, то лучше не осуждать, потому что, может быть, ты еще чего-то не понимаешь. Ты считаешь, что что-то нельзя, а другой человек почувствовал, что это не является для него чем-то запретным, а наоборот, это принцип благодарения Бога.

Дальше наступает другая тема. Речь идет о том, как мужчина и женщина предстоят перед Богом.

Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. Какая интересная иерархия. Бог Отец – это действительно источник всего. Даже внутри Святой Троицы считается, что Отец, Сын и Святой Дух существовали вместе извечно, Они безначальны все втроем, но как бы причина Божественной природы – в Отце. После Него – Христос, тем более как Тот, Кто в Себе соединил Бога и человека. Как человек Он говорил о Себе в Евангелии: «Отец Мой более Меня есть», и толкователи говорят, что это Христос говорит в первую очередь с точки зрения Своей человеческой природы. Через Христа мы имеем доступ к Богу Отцу, как написано у апостола Павла. Дальше непосредственно Христос стоит над мужем, а муж – над женой, то есть глава жене – муж, мужу глава – Христос, Христу глава – Бог.

Такая иерархичность, братья и сестры (я не один раз об этом говорил и буду повторять), эти короткие, простые, ясные слова имеют огромный смысл, серьезнейшую суть и актуальность, в том числе для нашего времени, хотя мало кто с этим согласится. Наше время – уже дитя эпохи эмансипации, феминизма, и сейчас мало кто скажет, что глава жене – муж. И не так много людей скажут, что глава мужчине – Христос или Бог. Эта иерархия, вертикаль стерлась, потому что для многих нет верхней ступени – Бога. Многие люди не верят в Бога, а если и верят, то чисто номинально, поэтому нет этой верхушки. А если нет верхушки, то муж и жена вроде как равноправны, а значит какая может быть иерархичность? Тем самым мы с вами имеем то, что имеем. Хорошо это или плохо, покажет история, но, по крайней мере, к этой ситуации равноправия уже появилось очень много вопросов у многих мыслящих людей: философов, богословов и прочих.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать