Читаем Апостол. 1 ноября. Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем

1 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Послание к Галатам. Глава 6, ст. 11–18.

 

11. Видите, как много написал я вам своею рукою.

12. Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов,

13. ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.

14. А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.

15. Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.

16. Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.

17. Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем.

18. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.

(Гал.6,11–18)

 

Дорогие братья и сестры, как мы видим, это самое окончание Послания апостола Павла к Галатам. Не так давно мы с вами читали это Послание практически целиком, но, как уже было однажды замечено, в субботние и воскресные дни мы часто выбиваемся из общих аналогий и возвращаемся к тем Посланиям, которые уже были нами прочитаны.

Напомню, что Послание апостола Павла к Галатам было посвящено тому, чтобы прежние иудейские ветхозаветные ритуалы и постановления не заслонили собой веру в Иисуса Христа.Спасение, благодать дается как дар Божий, само слово благодать так и переводится – «благой дар» Бога во Христе Иисусе. Поэтому для апостола Павла было чрезвычайно важно, чтобы членов Галатийской Церкви не увлекли за собой лжеучителя иудейского толка, которые считали, что христианам обязательно нужно быть обрезанными. То есть даже если человек становился христианином, будучи прежде язычником, ему якобы нужно было пройти через обряд обрезания. Апостол Павел настаивал: ни в коем случае, ничего подобного! Если человек крестится, то он становится христианином, даже не будучи обрезанным.

Напомню, что основной корпус послания обычно писал какой-нибудь стенограф, а автор, свободный человек, только подписывал его уже в самом конце, где выражал, может быть, основную мысль этого послания, а также приветствовал адресата. Данный отрывок – это как раз подпись самого апостола Павла. Об этом свидетельствует первый стих отрывка: Видите, как много написал я вам своею рукою. В то же время он является ярким примером того, как в нашем синодальном переводе иногда встречаются некоторые неточности. В данном случае неточность, допущенная с точки зрения содержания, не влияет на вероучение, догматику, но тем не менее,она достаточно существенна. В синодальном переводе сказано: как много написал я вам своею рукою. Но как же много, если своей рукой Павел пишет отрывок с 11-го по 18-й стих? Дело в том, что церковно-славянский перевод, который мы слышим за богослужением, ближе к греческому оригиналу, чем синодальный, по крайней мере, в некоторых случаях. Вспомним, как написано в славянском: Видите, колицеми книгами писах вам моею рукою. Колицей по-славянски означает «какой большой». То есть апостол Павел здесь имеет в виду: «Смотрите, какими большими буквами написал я вам своею рукой», а вовсе не «как много». По некоторым исследовательским версиям апостол Павел среди прочих болезней имел болезнь глаз и поэтому подписывал окончание Послания крупным шрифтом, как любой человек, который не очень хорошо видит.

Остальные стихи этого отрывка как раз выражают главную мысль всего Послания к Галатам. В начале апостол Павел пишет про тех людей, которые хотят хвалиться обрезанием, своими иудейскими ритуалами: Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов, ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти. Апостол Павел говорит о том, что есть люди, лжепроповедники, которые не хотят быть гонимыми за Крест Христов, поэтому принуждают других обрезываться. Обрезание было, наверное, главной отличительной особенностью иудея, поэтому если человек совершал обрезание, он становился членом иудейского народа, религиозного сообщества. Для иудеев было гораздо важнее не то, как человек верит, то есть не ортодоксия (то, что в голове), а ортопраксия (насколько правильно он соблюдает те или иные постановления закона). Если человек обрезан, то все в порядке, если не обрезан, то к этому человеку было особое отношение, мягко говоря, скептическое, критическое, даже были гонения. Поэтому сказано: «Чтобы не быть гонимыми за Крест Христов, вас принуждают обрезываться, чтобы похвалиться вашей плотью, показать, какие они блестящие проповедники, в то время как сами закон подчас не соблюдают». Мы помним, что речь идет о людях, которые, скажем, могли одновременно сидеть за одним столом и с язычниками, и с иудеями.В частности апостол Павел имел данную претензию к апостолу Петру и к своему некогда товарищу апостолу Варнаве: в одно время сидят за общим столом с бывшими язычниками, а в другое время нет. Получается, что они сами не соблюдают данной позиции, но при этом заставляют делать это других.

Сам апостол Павел в 14-м стихе пишет: не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь. Не имеет никакого значения, кто обрезан и кто не обрезан, кто сидит за одним столом с бывшими язычниками и кто не сидит. Апостол Павел придерживался той точки зрения, что ничего страшного нет в том, что ты сел за один стол в бывшим язычником: если вы оба теперь христиане, то какая разница, обрезан он или не обрезан.Значение имеет только Крест Христов, событие спасения человеческого рода. В свете этого спасения, в свете того, что христианин в момент крещения умирает и воскресает со Христом: для меня мир распят, и я для мира через Крест Иисуса Христа. Каждый человек в момент крещения становится новой тварью, новым творением. Значение имеет, становится ли человек во Христе новым творением, а не то, что связано с его телом: обрезан он или не обрезан, моет руки перед едой или не моет. По сути говоря, вопрос обрезания и необрезания с христианской точки зрения рассматривается так же, как, скажем, мытье рук перед едой (хорошо бы помыть руки), но с точки зрения духовной, конечно, это значения не имеет.

Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем. 17-й стих – это, можно сказать, яркий лозунг апостола Павла, которым он завершает свое Послание к Галатам. Что значит никто не отягощай? Слова «отягощать, нести бремя» применяли к себе те люди, которые несли бремя закона, для которых закон был игом, бременем, поэтому апостол Павел говорит: «Не надо меня отягощать ветхозаветными постановлениями, ветхим игом закона, потому что я ношу язвы». Язвы (στίγματα по-гречески) в большей степени означает «клеймо»: человека клеймили, когда он попадал в рабство, когда менял своего господина по той или иной причине, и клеймо делало его принадлежащим тому или иному хозяину. Апостол Павел здесь громко и торжественно заявляет: «Не надо меня больше ничем отягощать: я принадлежу Христу, я слуга Христов и ношу Его клеймо на теле своем». Вот, братья и сестры, как торжественно и победоносно заканчивается это послание. Дай Бог, чтобы и мы с вами вслед за апостолом Павлом смогли повторить эти прекрасные слова!

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

 

Иерей Михаил Ромадов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать