Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Сергей Анатольевич Наумов. Буква в духе. Церковнославянская грамота. Лекция пятая «История азбуки».
Здравствуйте, сегодня мы с вами поговорим об азбуке, о ее истории с древности до наших дней и, применительно уже к славянской азбуке, о кириллице и глаголице.
Исторически люди научились сначала говорить, а потом писать. Следовательно, письменный язык по сравнению с устным, так сказать, вторичен.
Первые значки, которые появились для записи слов, это были записи рисуночного характера, они так и называются – пиктограммы, пиктографическое письмо. Хочешь о чем-то сказать, нарисуй это. Хочешь сказать о быке, нарисуй быка. Хочешь сказать о собаке, нарисуй собаку. При этом как это всё будет читаться, было не важно. Главное, чтобы оно было понятно. Это как нынешние дорожные знаки, они тоже представляют собой некое идеографическое письмо: каждый прочитает их по-разному, но поймут все именно то, что должны понять. Конечно, если они изучали дорожные знаки.
Так вот, это письмо в общем случае называется «идеографией» – записью идей. При этом озвучивание может быть разным. Идеографическое письмо никак не связано со звучанием слов. Оно существует до сих пор, помимо дорожных знаков, например, в знаке квадратного корня, который представители разных языков прочитают по-разному, но все поймут одинаково.
Иметь чистое идеографическое письмо – это большая роскошь с одной стороны, и это большой интеллектуальный труд с другой стороны, потому что слов в языке не одно, не два, не три, не тысяча и не десять тысяч, а гораздо больше, и выходит, что для каждого из них нужен значок. Все эти значки нужно знать, чтобы уметь писать и читать. Это очень расточительно. Поэтому с течением времени за этими самыми значками закреплялось не только значение из реального мира, идея, но и звуковое значение. Они стали обозначать еще и некоторые последовательности звуков. Следовательно, соединяя вместе два идеографических значка, и зная, как он читается в каком-то языке, можно получать новые слова. При этом новых значков не надо. Соединяешь два существующих и получаешь третье, а третьего значка не надо – это экономнее.
Например, соединяем значок для слова «коза» и значок для слова «лось», получаем слово «казалось». Это пример не исторический, это пример из ребусов, но, тем не менее, принцип, по которому этот пример сделан, вполне себе исторический и на определенном этапе истории существовавший. Это прогресс по сравнению с идеографией, но в истории был найден еще более экономный принцип, и нашли его финикийцы примерно в XV-XIII веке до нашей эры. Что они сделали: у них были значки для записи предметов, и они за определенными значками закрепили звуковое значение, но не по целому слову, а по первому звуку, с которого это самое слово начинается.
Например, есть бык, которого они называют «алеф». Для него есть соответствующий значок, который читается «алеф», и по первому звуку «а» он начинает обозначать и звук «а» тоже.
Есть верблюд. Они называют его «гимел». Есть для него значок – горбик такой, который читается «гимел», и по первому звуку этого значка он же обозначает еще и «г», уже без всяких предметов – звук.
Есть дверь, которая называется «далет» - треугольная, потому что в палатку, и есть ее изображение, такой же треугольничек, который теперь имеет еще и значение просто «д».
Можно при помощи таких значков обозначать уже отдельные звуки. А вот отдельных звуков в языке всего несколько десятков. Значит, мы учим несколько десятков значков для обозначения звуков, и перед нами всё море языка, который мы теперь можем написать.
Этот прорыв – как изобретение компьютера. Греки очень быстро сообразили, что это очень полезная, хорошая и нужная вещь, и позаимствовали у финикийцев этот самый «алфавит». Кое-что они попереворачивали, подрихтовали кое-какие буквы, но самое главное, что они сделали, это изменение названий букв. Вроде бы, «альфа» по-прежнему тот же «алеф», но она уже ничего не обозначает, никакого быка. «Альфа» – это просто «альфа», буква.
«Далет», «дельта» - это вроде еще как «далет» по отзвуку финикийскому, но это уже ни разу не «дверь», это уже просто обозначение буквы. Например, в слове «дельта» реки, «дельта» обозначает уже не просто букву, а форму впадения реки в море. Это значение вторичное, которое происходит от названия буквы «дельта». Дельтовидный – значит похожий на букву «дельта» Δ.
Если у финикийцев алфавит был перечнем материальных предметов, это мог быть бык, рука, палка, глаз, рыба, обезьяна, верблюд, медведь, то у греков это стало просто перечнем названий букв.
Что же появилось нового у славян? Вроде бы тоже буквы, сделанные по тому же самому фонематическому принципу записи звуков, тоже как-то названы, но уже не по-финикийски, и даже не по-гречески. В названия букв вернулся посторонний по отношению к алфавиту смысл. «Аз», «Буки», «Веди», «Глаголь», «Добро», «Есть», «Наш», «Он», «Покой», «Рцы», «Слово», «Твердо» - опять названия букв зазвучали, как отдельные слова, обозначающие что-то за пределами алфавита.
Но это «что-то» уже перестало быть перечнем материальных объектов. Это «что-то» насквозь одухотворено, потому что слово и буквы («Буки» и «Глаголь») – это покой, оно не воспринимается органами чувств, это то, что нужно мнить, что нужно понимать. И даже слово «земля», которое попадает в этот контекст, оно перестает обозначать почво-грунт, а начинает обозначать то, что у псалмопевца Давида в контексте «Воспойте Господеви вся земля». Вся земля – это же не почва. Это то, что называется в учебниках по биологии, например, биогеоценоз – территория и все, что живет на ней, в ней, летает над ней, полный срез всего живого.
Но, поскольку псалмопевец Давид словом «биогеоценоз» не пользовался, и славянские первоучители тоже, хотя биогеоценоз слово греческое, они употребляли слово вся «земля», которое звучало нормально, хорошо, без какого-либо вивисекторского оттенка.
Так вот, даже слово «земля» становится одухотворенным. «Вся земля должна воспеть», т.е. даже червяк должен почувствовать, что он – тварь Божия, а не просто так тут гложет…
Кроме того, в славянском алфавите названия букв включают в себя разные части речи: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, и служебные в том числе. Они стоят в разных грамматических формах. Слова разных частей речи в разных грамматических формах есть ничто иное, как текст. На этом научная реконструкция останавливается и дальше начинается произвол каждого конкретного исследователя, как этот текст читать.
То, что наша славянская азбука – это текст, это – да. «Да» с вероятностью 95%. То, как он читается, тут я уже ничего не могу сказать, как ученый. Как я читаю его про себя – это мое личное дело. Как его будете про себя читать вы – это тоже ваше личное дело, потому что доказать очень сложно.
После, при большевиках (началось это уже при Петре Первом, а продолжилось при большевиках), вот эти самые одухотворенные названия букв, были заменены на ту АБВГДейку, которую мы с вами учили в школе.
Дольше всех держались буквы «ер» и «ерь», ну еще буква «еры», которые потом тоже стали называться «твердый знак», «мягкий знак», «ы». Еще в орфографическом словаре Д.Н. Ушакова все буквы названы по АБВГДешному принципу, а «ер», «еры», «ерь» - на месте. Но модернизация постепенно победила.
Говоря о славянской азбуке, нельзя не сказать о кириллице и глаголице. О них обязательно нужно сказать, но в следующей передаче. Всего доброго.
Что почитать:
Кандидат филологических наук
Сергей Анатольевич Наумов
Расшифровка:
Римма Адомайтите
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Пасхальное богослужение 5 мая 2024 года
Пасхальное богослужение 5 мая 2024 года
Пасхальное богослужение 5 мая 2024 года
Благая часть. 4 мая 2024
Благие вести. 4 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!