Церковнославянская грамота. Буква "Е"

27 ноября 2012 г.

Аудио
Скачать .mp3

В прошлый раз мы с вами остановились на букве «Аз»и на звуке «А». И сегодня мы остановимся на том, как обозначать звук «Э» или как написать букву «Е» в церковнославянском языке. И начнем мы с самого сложного: самое сложно это буква «Ять».

Буква «Ять» – это специфический славянский звук. Его нет в других языках и буквы такой соответственно в других языках нет, кроме славянских. Происходит звук, обозначаемый буквой ««Ѣ»», из двух источников: или это долгое-долгое «Э» (например, как при слиянии отрицательной частицы не и глагола есть – не есть, которое с течением времени слилось в одно слово несть, и там ««Ѣ»», который произошел из двух нормальной длины букв «е», звуков «э»).

««Ѣ»» мог еще происходить из «а» долгого, но оставим эти филологические тонкости. И кроме того ««Ѣ»» мог происходить из двух разных звуков. Вот тот «ять», который происходил из одного звука, только долгого, он называется монофтонгический – однозвуковой. А тот ««Ѣ»», который из двух разных звуков произошел, называется дифтонгический.

Можно это посмотреть на примере сопоставления с другими языками.Например, русское и славянское слово «цена» с ««Ѣ»» (там еще «к» перешло в «ц») соответствует литовскому слову «каина». И вот это «аи», слившиеся в единый звук, дало славянский «Ѣ».

Судьбау «Ѣ» в разных частях русского языка разная. Если в русском литературном (великорусском) языке «Ѣ» дал «е», «э», и совпал по звучанию с тем, что мы обозначаем буквой «е».

3

ы пишем «белый».То, например, в Белоруссии он дал «а» после мягкого, т.е. то, что на письме обозначается буквой «я» – «бялый». На Украине он дал «и» – «б i лый». И соответственно эти все параллели: дело – дило, лес – л i с, свет –св i т – это все свидетельство того, что там «ять».

Кроме того, «Ѣ» никогда не переходит в «ё», в отличие от «есте».

И если там как-нибудь «ё» замешано, допустим село – сёла, это верный знак того, что там «Ѣ» нет. Есть одно исключение: гнездо – гнезда. В литературном будет «гнёзда», в церковнославянском все равно будет «гнезда». И в литературном, и в церковном языке там всегда будет стоять «ять». В одном из изданий Евангелия XIX века было написано гнезда, естественно с ятем, и над ятем поставлено две точечки, потому что говорили все-таки «гнёзда».

Ять бывает четырех видов:

1. Самый сложный ять – корневой. Есть определенный перечень (список) корней, которые пишутся с ятем. Их просто нужно знать. Откуда? Ну, например, из сопоставления с украинским языком, с белорусским. Там нет «ё», например. По таким косвенным уликам можно узнать, что здесь – ять.

2. Ять может писаться в приставке. Вот здесь все легко. С ятем пишется только одна приставка – не. Причем не в значении отрицательном, а в значении неопределенном. Можно сказать: «мне некогда» и это будет отрицание. А можно сказать: «некогда жил один человек» и это будет неопределенность.

Так вот эта приставка не («некогда жил») будет писаться с ятем. Некто – тоже приставка не, которая пишется с ятем.

3. Ять суффиксальный – в тех суффиксах, которые аналогичны глаголам на «-еть» в литературном языке. Краснети, видети, болети и т.д.

Вот там тоже пишется ять. Тоже есть определенный список этих суффиксов, которые с ятем пишутся. И это никакая не тайна. Есть книжка, очень полезная по этому вопросу, авторы Кистерова Е.К. и Недашковская Н.Д. Называется «всё про «Ять». Выходила в начале 2000 годов в Петербурге. Есть в Интернете, ищите и обрящете (http://mexalib.com/view/139610).

4. И, наконец, ять может писаться в окончаниях. Опять же это закрытый список окончаний, например, окончания предложного падежа. В городе (в церковнославянском будет во граде). И там будет «Ѣ» на конце. Во облацех – там тоже будет «ять» в окончании.

Еще, не сказать бы, что это в окончании или в суффиксе, ять пишется в конце наречия. Когда наречие заканчивается на «е» в литературном языке, то в церковнославянском оно заканчивается на«Ѣ». Это всегда без исключений. Например, наречие «зле» (то есть злобно в большой степени) имеет «Ѣ» на конце. И вот все слова, типа: где, везде, доколе и т.д. Вот они все будет с «ятем» на конце.

Это то, что касается «ятя». Теперь «е широкое».

«Е широкое» выбирает следующие позиции:

1. Если слово начинается с «е», то это «е широкое». Например, слово «есть». Или «Аз есмь», вот «есмь» – слово, начинающееся с «естя».

Слов, начинающихся с «ятя» нет, кроме одного – «ехати». И вот если слово начинается с «е» (и это не слово «ехати»), то в начале слова пишется «е широкое».

2. «Е широкое» употребляется для указания, что перед нами не единственное число. Например, есть слово «жены» (кого? чего?).

А есть множественное число: «жены-мироносицы». На слух они произносятся одинаково. Но в одном случае «жены» пишется с «е узким», а в другом случае «жены» пишется с «е широким». Например, из 50 псалма: «возрадуются кости смиренныя». «Смиренныя» – это множественное число.

Если бы там было «е узкое», то это значило бы родительный падеж единственного числа (кого? чего? нет кости смиренныя). Если же вы видите в слове «е широкое», то перед вами неединственное число. Почему не сказать множественное? В церковнославянском чисел три, поэтому это может быть и слово двойственного числа тоже.

Самое легкое – это «е узкое», которое пишется во всех остальных случаях, когда не пишется «ять» или «е широкое». Значит, перед нами «е узкое».

«Е» мы рассмотрели, в следующий раз мы рассмотрим «О». До новых встреч!

 

Расшифровка: Анна Поздняк.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать