Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Рубрика «Народный вопрос»
На вопросы отвечает иерей Андрей Батаршин, клирик Христорождественского собора, г. Хабаровск
– Как простить обиду человеку, когда это очень трудно?
– Действительно, нам очень трудно простить обиду нашим ближним или нашим знакомым, когда нас очень сильно обидели. Это проявляется в различных обстоятельствах жизни, и первое, что человек чувствует, – либо желание больше не общаться с таким человеком, либо даже появляются нотки отмщения, либо появляются нотки проклятия, и так далее. Но, когда в нашей душе возникает такое чувство, прежде всего обратимся к Евангелию.
Господь говорит: Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Другими словами, Господь призывает нас проявлять высшую степень милосердия, любить и врагов наших. Человек, который, казалось бы, враг нам, на самом деле остается нашим ближним, поскольку, когда мы любим врагов, наша любовь по отношению к врагу превращает его ненависть по отношению к нам в любовь к Богу и в любовь к нам.
Как простить обиду? Конечно, это очень сложно, – и нам даже кажется, что невозможно это сделать. Но постепенно и понемногу надо искать в нашей душе добрые нотки (как говорит святитель Иоанн Златоуст: «Не усиливайся исправить все вдруг – это невозможно, – но постепенно и понемногу»), и когда будем постепенно и понемногу искать добрые поползновения нашей души по отношению к этому человеку, то Господь со временем даст нам возможность и затушит в нашей душе пожар, разожженный обидой. Более того, Господь даже говорит, как надо поступать с человеком, который обидел: Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья – прежде всего, как бы сильно нас ни обидели, как бы тяжело нам ни было, но будем поступать именно по Евангелию, именно по тем деяниям, которые и заповедовал нам Господь Иисус Христос.
– Мешает ли карьера духовной жизни?
– Если карьера ведет нас к достижению духовных и нравственных ценностей, если ведет нас в такое состояние, когда мы начинаем понимать, для чего живем (поскольку даже и через карьеру человек где-то начинает это понимать), если карьера помогает нам служить нашему ближнему и при этом не забывать о делах, к которым призывает Господь, тогда она никоим образом не мешает духовной жизни. Она даже где-то подкрепляет, вразумляет, помогает нам лучше понимать нашу духовную жизнь.
Когда-то ко мне пришел один человек, который был стоматологом, он решил помогать детям-сиротам. Он ходил к ним раз в неделю (где-то дважды в месяц, где-то каждую неделю) и по тем скромным и скудным средствам, которые заработал, помогал этим детям. Через некоторое время он пришел и сказал: «Это помогает мне, поскольку я стал добрее». Если раньше человек был, как он говорил, с жестоким сердцем, то постепенно это все приложилось в великую радость. «Когда я смотрю на этих детей и творю некую милость, даже по тем скудным средствам, которые я имею, то вижу, с какой любовью и благодарностью дети относятся ко мне, не только воспитатели, а именно дети. Это меня поражает, и я становлюсь и добрее, и нравственно лучше». Вот такая карьера, конечно же, ведет человека к духовной крепости, к более духовной составляющей.
Если же карьера ведет человека совсем в другом направлении (когда, допустим, он вкусил блага мира, денег, власти, почестей, и это возгревает в нем гордыню, тщеславие), то она не только не ведет к духовной жизни и мешает ей, но ведет к упадку нравственного состояния, поскольку за большими деньгами, за тем, что человек становится гордым, тщеславным, эти все составляющие в совокупности ведут человека, по выражению святого отца XIX века святителя Игнатия (Брянчанинова), в бездну греха, в бездну страстей. Такая карьера только губит человека – только утверждает в нем самомнение и своеволие. Здесь нужно подходить с разумением: «Зачем мне эта карьера? Чтобы я стал добрым христианином или чтобы я стал более высокопоставленным и более уважаемым человеком в обществе?» Здесь нужно, конечно, выбирать.
– Что такое «страх Божий»?
– Еще в Ветхом Завете, в Книге Премудрости Соломоновой, сказано: Начало премудрости – страх Господень. Страх Господень (если бы человек не был мудрым, каким бы он ни был образованным, – это все не то) – это когда мы боимся оскорбить Бога своими поступками, своим нерадением о нашей душе, о душе ближних либо не боимся даже обратить грешника от беззаконного пути его. Другими словами, страх Господень – это премудрость, а премудрость в том, чтобы всецело доверять Богу.
В Ветхом Завете есть такой замечательный сюжет (поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность): когда Авраам долго ожидал рождения наследника, сына Исаака, ему было сказано Господом: Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. Авраам пошел, поскольку всецело доверился Богу, связал своего сына, возложил на жертвенник и затем, когда уже занес руку, ангел Господень сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога. Вот это и называется страх Господень.
Страх Господень – когда человек боится как-то приложить свои действия вразрез воле Божией. Воля Божия у нас – в исполнении заповедей. Вот когда мы забываем исполнять заповеди, коих всего девятнадцать (десять заповедей Десятословия и девять заповедей блаженства), когда человек не может исполнять одну какую-нибудь заповедь (например, заповедь не прелюбодействуй – смотрит с вожделением на предмет и прелюбодействует в сердце), он начинает терять страх Божий. Если же человек исполняет заповеди и соблюдает все, к чему ни призывает Господь, то страх Божий в нем присутствует, поскольку он становится сыном Божьим и стремится постоянно быть в благодати Господней.
Таким образом, братья и сестры, страх Божий помогает нам, вразумляет нас и дает нам возможность теснейшим образом соединиться с Господом нашим и Спасителем Иисусом Христом.
Записала Людмила Ульянова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
ЗА ДРУГИ СВОЯ: С БОГОМ В РАЗВЕДКЕ. Леонид Петрович Решетников. 4 часть
СОЮЗ-ОНЛАЙН с АРХИПАСТЫРЕМ: митрополит Викентий — О ВНИМАТЕЛЬНОЙ МОЛИТВЕ И РАЗУМЕ ХРИСТОВОМ
У книжной полки. Герои смутного времени. Святитель Феодорит Рязанский
Всенощное бдение 20 сентября 2024 года
Акафист Пресвятой Богородице. Храм Смоленской иконы Божией Матери на Васильевском острове
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!