Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

4 августа 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма в честь святых благоверных князей страстотерпцев микрорайона Юхновград города Юхнова, клирик храма во имя святителя Николая Мирликийского в городе Мосальске, преподаватель, руководитель Молодежного отдела Песоченской епархии (Калужская область) священник Владислав Береговой.

– Отец Владислав, у нас очень много вопросов, которые к нам приходят из разных мест земного шара в социальных сетях. Давайте попробуем на них ответить. Первый вопрос: «Почему невозможно покаяться после смерти непосредственно перед Богом, ведь душа сохраняет свои качества, ощущения?»

– Во-первых, тела не будет. А во-вторых, в том-то и проблема, что душа сохранит навыки. А если нет навыка к изменению образа жизни? Покаяние – это не просто пересказ того плохого, что ты сделал. Ведь любой чертенок может прийти к Богу и пересказать то, что он за день натворил. Чего не будет? Не будет покаяния, не будет изменения образа жизни. Собственно, душа человеческая, рассказав, в чем она согрешила (а Богу и рассказывать не надо, Он Сам все будет видеть), не сможет изменить свой образ жизни, потому что тела нет, нет земной жизни, душа окончательно законсервировалась в том состоянии, которое перенесла в Царствие Божье. Если человек Бога не научился любить в жизни, нет у него органа любви к Богу, то и не произрастет он там. Бог так же будет ненавистен этому человеку, как ненавистен дьяволу и слугам его. В этом проблема, а не в том, что человек не успел в последнюю минуту перед смертью батюшке на исповеди все рассказать.  Есть такое, к сожалению, суеверное представление о предсмертной исповеди. Многие считают самым главным предсмертным делом исповедь и причастие. Раз исповедовался и причастился, фактически загробная жизнь гарантирована. Но это, к сожалению, не так работает.

Сколько раз самому приходилось сталкиваться: человек умирает, и приглашают родственники: «Батюшка, причастите». А раньше почему не пригласили? «В храм особо не ходили, а вот говорят, что так надо». Приходится долго что-то объяснять. И самая большая проблема, когда человек уже не в состоянии ни исповедоваться, ни даже Святые Дары проглотить, потребить.

Вообще надо искоренять из церковного сознания, сознания православных христиан, что исповедь и причастие работают автоматически. Автоматически ничего не работает. Священник может тебя накрыть епитрахилью, прочитать разрешительную молитву, но если нет раскаяния, будет ли действие благодати Божьей направлено на тебя? Бог даст, а ты примешь? Тебе нечем принимать, ты просто закрыт, у тебя и в планы не входило менять образ жизни.

То же и с причастием. Не действует оно автоматически. Некоторые стараются причаститься перед каким-то важным делом, чтобы хорошо все складывалось.

– Вот, например, хочу перед перелетом. Страшно! Вдруг что-то случится…

– Ты православный христианин, причащаешься более-менее регулярно; допустим, раз в месяц (это желаемый минимум). Ты причащался на прошлой неделе, а на этой неделе летишь в Никарагуа. Страшно: и далеко, и самолет, допустим, не самого высшего качества. Почему не причаститься?

– Чтобы чище предстать перед Богом. Как раз в вопросе именно об этом речь, наверно.

– Хороший вопрос: будешь ли ты чище? Мы верим на самом деле, что Господь сподобляет Святого Причащения тех, кто уже относительно чист (всегда относительно, ведь не будешь безусловно чист). Это даже некоторая идентификация «своего», что Господь удостоил причащения перед смертью. Будешь ли ты чист перед смертью? Ты будешь с Богом, а с Богом умирать не страшно. Поэтому надо причаститься перед тяжелыми поездками, перед какими-то сложными с точки зрения безопасности мероприятиями.

– Вывод, наверно, один: причащаться нужно не для чего-то, а лучше делать это постоянно.

– Многие начинают с этого; это детский сад – причащаемся для чего-то (чтобы не болеть, чтобы тебе было хорошо, перед каким-то важным делом). Причащаться надо потому, что ты без Бога жить не можешь. «Кто будет есть Тело Мое и пить Кровь Мою, тот будет иметь жизнь». То есть это ради жизни, ради любви.

– Отец Владислав, вопрос, который может появиться в ходе этой темы: «А младенцев зачем мы причащаем? Вот этих маленьких крошек, безгрешных, которые даже помыслить еще не могут о грехе, особенно груднички».

– Всю родительскую греховность они несут за собой. В зачаточном состоянии все страсти родителей в них есть. Они могут развиться, поэтому нужна прививка. Причастие в данном случае – это прививка от греха, оно эту раковую болезнь греха может остановить или даже уничтожить. Мы знаем, если раковую болезнь в самом начале обнаружить, диагностировать, то и вылечить ее легче.

Тяжело человеку, приходящему ко Христу в старости, изменить образ жизни. Господь обстоятельствами жизни смиряет, тяжелыми болезнями, чтобы сгорели все страсти, которые стали частью твоей природы. Нет, ты не должен быть таким, но стал; тогда поболей, пострадай, предстань пред Богом очищенным. Боль очищает от гордости,  тщеславия, блуда… Боль – лучшее лекарство от всех грехов на самом деле. Причащение младенцев – это попытка сделать их жизнь настоящей, счастливой, не такой, как у меня, предотвратить это загнивание духа до того, как ребенок стал реализовывать все страсти, которые есть в каждом человеке от рождения. Ибо во гресех роди мя мати моя, говорит Священное Писание словами пророка псалмопевца Давида.

– Когда держишь плат, помогая священнику на службе, часто замечаешь, как все спокойно у детей, которые регулярно причащаются. И приносят младенца, который начинает биться, кричать. Родители хотят его причастить, а это невозможно. Получается, что это некая привычка. Я помню, как один монах говорит: «Вот наш человек причащается».

– Это даже больше чем привычка. У нас с матушкой трое детей. С двумя из них в утробе она причащалась регулярно. А с одним из трех то болезнь, то еще какие-то обстоятельства мешали постоянно причащаться, причащалась крайне редко. В результате это был единственный ребенок из троих, который с младенчества с недоверием относился к причащению, отворачивался. Не вопил, не брыкался, Чашу перевернуть не пытался, до беснования не доходило, как бывает, но видно, что он с недоверием к этому относится, он не привык причащаться в утробе матери. Поэтому когда спрашивают, с какого возраста надо причащать детей, я говорю, что с момента зачатия чаще надо причащаться. Тем более беременным мамам полный карт-бланш: не получается, у тебя токсикоз – ладно, посиди дома, всенощную пропусти; пост – тебе послабления и так далее. Священник может благословить на многие послабления для беременных матерей.

– «На богослужении в Церкви можно услышать слова: смерть грешников люта. Но ведь и праведники умирали мучительной смертью. Все ли страдания перед смертью даются по грехам?»

– Не все, с одной стороны. С другой стороны, многие. Когда мы говорим смерть грешников люта, имеем в виду не только смерть физическую. Для христианина смерть тела не является чем-то неожиданным, неестественным. Мы смирились давно с этой мыслью в отличие от мира. Мир уничтожил память смертную. Мы, христиане, помним об этом. Мы боимся смерти вечной. Смерть души грешника люта. Не то что она перестанет существовать. Мы посмертные муки душ человеческих называем этой лютой смертью. Что касается смерти праведников, мы знаем классическую житийную ситуацию, когда останки святого человека были попраны собаками,  разбросаны. И один из не менее святых подвижников, видя эту ситуацию,  видя, как хоронят с почестями знатного нечестивца, задумался: почему так? Ответ многие знают: у этого была одна добродетель, ради которой Господь позволил хотя бы его похоронить торжественно, красиво и знатно, хотя для души его это пользы принесет немного. А у подвижника был один грех, и Господь попустил еще даже по смерти пострадать его останкам. По-всякому бывает.

– В продолжение темы о причастии: «Я очень хочу причаститься, но до причастия без исповеди не допускают. У меня был неудачный опыт с исповедью, меня батюшка отправил домой лучше подготовиться. Если бы это не было препятствием, я бы причащался каждую неделю. Я слышал, что раньше можно было без исповеди причащаться. Можно ли делать это и сейчас?»

 – Все зависит от священника на приходе, куда Вы ходите. Безусловно, Церковь благословляет такую практику. И во множестве приходов есть разрешение священнослужителя  прихожанам этого храма, которые причащаются регулярно, исповедоваться тогда, когда действительно на душе кошки скребут, когда ты по-настоящему пал, но это никак не реже, чем раз в месяц. В общем-то, практика эта греческая. Но и на приходах Русской Православной Церкви с недавних пор, с 2015 года, когда был принят документ об участии верных в Евхаристии, эта практика тоже стала потихоньку входить в жизнь. Она не новая. Это действительно старая практика. Но только духовник (и только у себя на приходе) может благословить такую практику. Он должен знать твою жизнь от начала до конца, понимать, насколько тебе это душеспасительно. Душеспасительно – пожалуйста, душепагубно – подожди, еще не дорос. Поэтому пусть Ваш духовник решит. Если он категорически против или у Вас вообще нет духовника, уходите на приход, если есть такая возможность, где священник практикует такую подготовку к причащению. Могут Вам ослабить и пост. В частности, те, кто причащается еженедельно и даже на буднях, с благословения духовника могут поститься только в среду и пятницу перед причащением. Но это надо оговаривать.

– Когда батюшка действительно знает всех прихожан.

– Да, когда ты не захожанин, а прихожанин.

– Вот тоже интересное рассуждение: «Я думаю, что если я искренне молюсь о своей усопшей матери, то это во всех отношениях лучше молитвы священника, которому мама была чужим человеком, пусть даже это молитва в алтаре на литургии. Думаю, многие прихожане подают записки, чтобы священник помолился вместо них, то есть ленятся, думая, что молитва священника сильнее. То есть, когда принимаются  такие записки, поощряется леность, суеверие. Как здесь рассудить?»

– У нас не получится спрашивать каждого прихожанина, который подает записки: «Милый человек, сердечно ли ты молишься о тех, кого написал?» На самом деле не потому мы, миряне, не молимся о тех, кого пишем в записках, что нам лень, а потому, что нас иногда просят помолиться о ком-то болящем. Ты даже не знаешь, кто он, но знаешь имя. О родителях мы, конечно, молимся с любовью (за редким исключением) и сердечным вниманием. Самое главное: когда эта молитва происходит? Вот пишешь записку: «Господи, спаси и помилуй маму Елену, папу Александра…» То есть уже начинается  литургическая молитва на самом деле, задолго до самой литургии. И я против всех записок, которые ксерокопировали. Тут уже теряется момент молитвы: один раз помолился, а там уже триста шестьдесят раз просто в очередной раз подаешь одну и ту же записку, не потрудившись молитвенно при написании этой записки.

Собственно, в чем суть записок? Записка – это милостыня. Можешь ничего не писать. Просто пожертвуй на храм, стой и молись. Молитва твоя так же будет действенна, как и священническая, кроме одного интересного момента. Я сейчас сравнивал священническую молитву и молитву прихожанина – они одинаковы. Но священник вынимает частички из просфор за каждое имя, которые в конце литургии высыпаются в Чашу с Кровью Христовой во время молитвы священника: «Отмой, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровью Твоей честною, молитвами святых Твоих». То есть здесь уже происходит нечто  мифическое, что сам ты осуществить не можешь, как бы ни любил того, о ком молишься. Поэтому я могу спокойно поставить знак равенства между молитвой священника и любого мирянина от ребенка до седовласого старца, но не могу поставить знак равенства между вот этим священнодействием и вообще нашей молитвой в принципе. Так что пишите записки.

– Вопрос: «Игра ни гитаре является ли грехом? Можно ли ей увлекаться православному христианину?»

– Я знаю множество священников и монахов,  иеромонаха и епископов, которые хорошо играют на гитаре. Важно же, что ты играешь на гитаре. Ты можешь  Yesterday пытаться сымпровизировать, а можешь «Мурку» играть. Но в целом нет ни одного музыкального инструмента, который считался бы греховным сам по себе – саксофон, орган, клавесин или гитара. А в увлечении игрой на гитаре нет никакого греха, если только  вы не играете на картах на гитаре и гитару не используете в качестве стола. 

– Следующий вопрос очень сложный: «Не знаю, что делать: муж пьет каждый день. Их ребенок (ему 3 годика; видимо, уже научился разговаривать) говорит, что, когда вырастет, папу выгонит из дома за то, что он пьет и матерится. Как вести себя в этой ситуации, если ребенок так относится к отцу? По сути, семья уже расколота».

– Есть такое понятие: созависимость. Когда родственники (мать, отец, жена) создают для пьющего (или колющегося, или играющего) человека  условия, благоприятные для того, чтобы он был и дальше зависимым. Поэтому, может быть, ребенок прав? Может быть, он должен сделать, когда вырастет, то, что вы должны были сделать чуть раньше? Я не говорю о разводе, я говорю о тех методах, которые позволяют одуматься главе семьи. Ведь он работает, когда ты уезжаешь на курорт, или к маме, или туда, куда муж даже и не знает. На месяц, на два, на три. Муж потихонечку начинает социализироваться, его холодильник через два-три дня опустошается, еда пропадает. То есть он начинает искать выходы из трудной ситуации, ищет какие-то остатки средств, спускается в магазин, покупает десяток яиц – готовит себе яичницу. Все, начинается социализация, начинается самостоятельная жизнь, начинается процесс исцеления. Потом, глядишь, человеком станет. И, конечно, надо обращаться в клуб анонимных алкоголиков, необходимо обращаться в епархиальные центры помощи пьющим людям – то есть его надо лечить. А если речь идет о рукоприкладстве и угрозе для жизни, то мы знаем, что есть церковный документ, который позволяет в таких случаях даже развод. Как поступить Вам, подумайте сами, посоветуйтесь с духовником, почитайте специализированную литературу. Правда, не советую сразу обращаться к невоцерковленным психологам, у них простой ответ: в любой непонятной ситуации разводись. С психологами надо аккуратнее быть.

– Ищите хорошего психолога и, наверное, священника, который может разрешить ситуацию.

Вопрос: «Имеет ли значение то, когда крещение с погружением или без погружения?»

– В раскольнических общинах, которые враждуют против Русской Православной Церкви, очень популярна эта тема: пока тебя не погрузили – ты не крещен. Потому что чем они могут взять? Да ничем. А тут приходят к ним люди, говорят: такая-то проблема в жизни, муж пьет, сын не слушается, старший сын бросил институт… Что делать? – «А тебя как крестили? В Русской Церкви?» – «Да». ­– «А как крестили?» – «Окропили». – «Вот причина всех твоих бед, ты должна перекреститься». Бедная женщина идет, перекрещивается. Это вообще катастрофа на самом деле, духовное кораблекрушение, поэтому если вам кто-то говорит, что крещение обливанием нелегитимно, задумайтесь: а действительно ли вам священник это говорит? Я вас уверяю, что нет. Может быть, бабки какие-то говорят. Что нам бабки, когда есть Церковь?

Церковь говорит: не имеет значение количество воды, важно наличие воды. Нигде не регламентируется в Священном Писании, что тот будет наследником Царства Небесного, кто будет крещен Духом и тридцатью пятью литрами воды (или 300 литрами воды, или тремя литрами воды); не оговаривается Спасителем, какое количество воды должно быть возлито на человека, которого крестят. Трижды необходимо человека полить. Есть в Равенне древняя церковь святого Виталия (VI или VII века) с сохраненными фресками. Это время еще неразделенного христианства. И там Крещение Господне изображено в виде поливания. Иоанн Креститель крестит Спасителя, стоящего в водах иорданских, над ним держит блюдо: здесь зафиксирована практика Римской Церкви – практика обливания, а не окунания. То есть древнейшая практика на самом деле. Сам Иоанн Креститель блюдо не держал над Спасителем – там окунали.

– Так художник увидел.

– Да, но не просто художник, а именно зафиксирована практика Римской Церкви VI–VII веков. Главное – вера. Сколько людей приходит креститься без веры!

– И что в этих ситуациях делать, батюшка?

– Нужно собеседование.

– То есть останавливаем таинство?.. А что для этого человека тогда крещение? Мы же не можем говорить, что это недействительное таинство в этом случае – формулы произнесены. А для человека это получается пустой звук…

– Я так понимаю, мы надеемся, что в какой-то момент жизни в сердце этого человека появится какая-то щель, в которую войдет благодать Божия. И скорлупу каменную или ореховую расколет, и дальше человек будет пользоваться в полноте той благодатью, которая могла бы быть дана ему сейчас в полноте, но он использует ее на 10%. Грубо говоря, ты можешь ехать 330 км в час, а едешь по автобану 5 км  (скорость велосипедиста). И удивляешься, почему тебя все обгоняют… Почему не работает?

– Надо передачи просто переключать.

– Да, инструкцией пользоваться. А инструкция у нас простая – Священное Писание, исполнение заповедей Божиих.

…Что касается пути человека после крещения, у нас нет обратной связи, к сожалению. Я знаю, на некоторых приходах (единичных) существует обратная связь священнослужителя с крестными родителями ребенка, с родителями. Даже если крестились взрослые люди, с ними есть связь. Спрашивают, звонят, напоминают, интересуются: как ты там? причащаешься ли? как живешь? получается ли быть христианином в повседневности? Это замечательная практика, она мне очень нравится, и когда-то я ей даже следовал. Не во всех случаях, далеко не во всех.

Должно быть постоянное внимание, напоминание… Многие хорошие люди на самом деле, не богопротивники; они просто ленивые. Я недавно у себя в Instagram сделал опрос: почему вы причащаетесь не так часто, как хотели бы? Более 400 человек ответили, из них 80% так: батюшка, просто говорить стыдно, но лень. Помните, как у Чехова? Должен быть человек с колокольчиком рядом, который призывает тебя к добрым делам. Так и здесь: если священник имеет возможность, не обременен колоссальным количеством послушаний и сам горит идеей воцерковления людей, то он сможет оставить в Церкви тех, кто крестился. Но это тяжелый труд.

– Кстати, так делают сектанты. Я сейчас параллели не провожу, но действительно когда они человека завлекают к себе, он становится, по сути, очень зависимым от них (в плохом смысле); его иногда и силой тянут.

– У Дворкина Александра Леонидовича, известного историка-сектоведа, выражение даже есть: бомбардировка любовью. Тут надо знать меру. Мы против такого внимания, которое является манипулятивным: ты должен тут остаться, должен платить десятину, никуда не пропадать, а если принял православие – изгой для нашей общины… А мы все-таки приводим людей ко Христу и передаем их Богу. Бог и есть Церковь. И мы не акцентируем их внимание на каких-то обязательных обрядах. Церковь – это не только освящение воды, куличей и яблок, а нечто большее – важно человека научить настоящей христианской жизни. Короче говоря, вообще приучить его причащаться; и можно отпустить. Главное – не навязывать свою точку зрения: ты то или это должен. Важно научить человека быть христианином. В принципе, за два года это возможно.

– Следующий вопрос: «Почему христианство решило, что Библию надо как-то трактовать, а не соглашаться с ошибками?»

Может, речь пойдет о Ветхом Завете?

– Где же ошибки-то в Библии?.. Тогда оставим то, что можно только домыслить, сейчас не будем полемизировать...

– Видимо, речь идет о каких-то проблемных местах, которые  объясняются, может быть, по-другому.

– Мы имеем несколько христианских конфессий и огромное количество сект внутри этих конфессий. Библия у них одна, текст везде одинаковый. В чем проблема разногласий по толкованию этих текстов? Православная Церковь какому толкованию учит, на чем основанному? На святых отцах. Кто лучше поймет Священное Писание? Какой-нибудь Билли Грэм, живший в XX веке, или Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Викентий Лирийский, жившие во II или III веке? То есть понимающие исторический контекст, понимающие учеников святых апостолов. Мы знаем их всех по именам: Папий Иерапольский, Ириней Лионский, Игнатий Богоносец. Все эти люди что-то оставили после себя, какие-то толкования на тексты Священного Писания. Они жили им, и тем они и ценны, что мы понимаем тексты Священного Писания в том смысле, какой заложили в них апостолы. Это главная задача – не домысливать что-то свое. Классический, уже практически хрестоматийный пример о том, как протестанты толкуют Священное Писание: этот принцип Sola Scriptura (только Писание), то есть Писание можно толковать самим же Писанием. Принцип этот не работает, потому что мы берем, допустим, одну страницу Евангелия от Матфея, открываем: «Иуда пошел и удавился». Перелистываем несколько страничек вперед…

– «Иди и так же сделай».

– Да. Если так толковать, то тут как дышло: куда повернешь – туда и вышло.

– Вопрос: «Можно ли носить украшения со старообрядческой символикой вместе с крестиком и ходить в церковь с такими украшениями?»

– А зачем?

– Вопрос от девушки. Может, это красиво.

– Я догматических проблем не вижу. Мы со старообрядцами, конечно, находимся в  несколько непримиримой позиции (не считая единоверцев, тех старообрядцев, которые в свое время пришли в единство с Русской Православной Церковью и сохранили всю ту обрядовую символику, которая для них ценна). У меня дома есть несколько иконочек (Виталия, в частности) единоверческих святых. Они написаны обязательно на металле или на дереве… Если очень хотите, то носите, но, мне кажется, на шее достаточно носить только крест честной без всяких других украшений.

– Вопрос: «Подскажите, пожалуйста, может ли священник отказать в исповеди на основании того, что человек не знает девять новозаветных заповедей?»

Речь, наверное, идет о заповедях блаженств.

– Надо сказать: «Батюшка, а Вы-то знаете?» (Смеются.) Нет, на самом деле ни один священник не может никому отказать в исповеди; это каноническое правонарушение. И не может требовать от человека ничего, кроме покаяния.

– Следующий вопрос: «Я человек неверующий. Но почему Бог не переубедил сатану или не уничтожил его, а изгнал на нашу землю?»

– Надо сказать, он и был на земле.

– Видимо, человек верующий.  Хотя все-таки сказал, что неверующий, но его вопрос, мне кажется, говорит об обратном.

– Да, сомневающийся, пытающийся разобраться. По одной из святоотеческих версий, сатана был как раз ангелом земли, то есть он не изгнан на землю, он был здесь, он и должен был смотреть за ней. Но, увидев, что человеческая природа может быть выше, чем его собственная, позавидовал этому, возгордился и решил показать Богу: «Посмотри, какие Твои создания». Правда, они еще были зеленоваты в духовном смысле, но уже достаточно сильные для того, чтобы суметь противостоять сатане. Но они тоже пали…

Правда, в иудейских агадах говорится: Ева сказала (идет канонический текст Книги Бытия), что не только нельзя есть плод, но и прикасаться к нему. Собственно, она усугубила заповедь Божию, ведь Бог не сказал, что нельзя прикасаться. А змей, хитрейший из всех существ, взял и подтолкнул ее, чтобы она прикоснулась к яблоку, и сказал: «Смотри, прикоснулась – не умерла. Значит, Бог обманул… Видишь, жива». Дальше идет опять канонический текст: вкусила, попробовала… И узнали они, собственно, что такое добро и зло. Они должны были узнать, что такое добро и зло, но не сейчас, не тогда, когда были совершенно к этому не готовы. Так что отдельная тема эта Книга Бытия.

Итак, что у нас в основе вопроса?

– Почему ослушавшегося архангела просто не убрать? Зачем он такой нужен? Либо Своим всемогуществом Богу его исправить. Это же возможно…

– Бог никого не убивает – это раз. Мы таких историй не знаем. И Бог никого, со свободной волей созданного, не может что-то заставить. Ведь Он не марионеток создал, а свободных существ. В чем тайна свободы и ее же, если хотите, проклятие одновременно? В ответственности, в невозможности изменить тебя без твоей собственной воли, без твоего собственного согласия. Если ты не хочешь исправиться добровольно, Бог не может тебя это заставить. Если хочешь, но не можешь, то Бог тебе поможет, ибо спасает нас не без нас. Это тайна синергии (соработничества) Бога и творения Божьего. (Тут можно весь эфир говорить об этом.)

– Это философский вопрос.

– Да, интересный. Дьявол будет уничтожен (мы знаем это из Писания) в конце времен. Ведь ад, в котором живет, к сожалению, человечество, уготован дьяволу, и он хочет как можно больше свободных существ забрать с собой. До скончания века будет идти эта борьба, в которой Бог уже вышел Победителем, потому что две тысячи девятнадцать лет назад каждый человек шел в ад – вне зависимости от того, как он жил. А теперь Бог, разрушив ад как место постоянного пребывания человеческих душ, дал нам возможность получить то, чего даже Адам и Ева не смогли приобрести: Царство Божие. 

– Следующий вопрос: «Можно ли подавать записки за мужчину, который крещен, но женился на мусульманке и у них был никах?»

– Хороший вопрос, неоднозначный. На некоторых приходах не берут записки даже о тех православных христианах, которые не причащаются. То есть вы можете прийти в какой-нибудь строгий монастырь и подать записку, а вас спросят: «А те, которых ты написал, причащаются?» Скажешь: «Нет, не причащаются». – «Не возьмем». Поэтому, поверьте, в этом храме у вас не возьмут записку за человека, который еще и никах принял. Но он все-таки окончательно грань предательства Спасителя не преступил, однако где-то рядышком находится.

– Крещение еще действует, оно не может прекратиться.

– Поэтому можно подавать.

– Вопрос: «Гордость – самый трудный и страшный грех. А гордость за Родину, детей, дело? Как разделить эти понятия?»

– Вы путаете гордость и гордыню. Гордость за Родину, за детей, за победу в Великой Отечественной войне – это одно; а гордыня, которая испепеляет тебя изнутри, которая всегда связана с завистью, когда ты превозносишься (а особенно тебе радостно превозноситься за счет других, на фоне других людей, ты хотел бы испепелить всех тех, кто так или иначе лучше и выше тебя), – это уже гордыня. И это смертный грех.

– Вопрос: «Еще пару лет назад снял с себя крест, а сейчас понял, что это был путь к моей вере».

Скажите, пожалуйста, можно ли рассуждать таким образом?

– Я не могу сейчас посмотреть и разложить по полочкам всю эту систему размышлений.

– Видимо, через отрицание Бога человек пришел к вере.

– Я уверен, что так можно. И понял, что человек снова надел крест. Если есть желание исповедоваться в этом поступке, несколько лет назад совершенном, то исповедуйтесь. Если Вы еще до исповеди не дошли, а дошли только до веры (что Господь наш – это Пресвятая Троица: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой), то как дойдете до покаяния – расскажете. А пока слава Богу, что так.

– Следующий вопрос: «Однажды священник сказал мне, что замужество приравнивается к мученичеству. Зачем тогда выходить замуж? Деток можно и так родить. Получается, я тридцать пять лет прожила с тираном в мучениях; и зачем такие жертвы?»

– Какой хороший вопрос, прямо уникальный. Батюшка, судя по контексту вопроса, не обобщил мученичество, а просто, посмотрев на твою жизнь, напомнил о том, что те венцы, которые над вами держали ваши свидетели во время таинства Венчания, не только царские, но и мученические, потому что брак – это все-таки подвиг. Мы говорим о мученичестве как о подвиге; собственно, как о готовности нести ответственность за тех, кого мы приручили: за мужа или жену. Как об этом в «Маленьком принце» говорится. Часто мы забываем даже элементарные общечеловеческие нормы, не говоря уже о том, что христианство на нас возлагает даже некоторую большую ответственность, чем просто светские этические нормы.

Поэтому, не зная Вашу ситуацию, не могу что-либо сказать. Если Вас каждый день по утрам и вечерам избивали валенком или веником, то надо было изначально уходить. А если просто не сошлись характерами, если  Вы всю жизнь хотели, чтобы муж был одним, а он хотел быть другим и Вы этого другого не смогли полюбить заново – это другое. Ведь мужа каждый раз надо заново любить. Меняетесь Вы, меняется он. То есть бессмысленно ожидать тех же чувств и воскрешать отношения, которые были у вас друг к другу десять или пятнадцать лет назад. Вы стали другими в принципе: физиологически, психически, психологически, духовно. Надо заново суметь полюбить свою вторую половинку. Брак должен трансформироваться, преображаться.

– Вопрос: «Как относится Церковь к браку, если у возможных супругов разница в возрасте тридцать лет?»

Девушке двадцать пять, а мужчине пятьдесят пять.

– Вообще, насколько я знаю, по-моему, Иоанн (Крестьянкин), наш известный старец, архимандрит, рекомендовал, чтобы разница в браке была около пяти лет; и желательно не в сторону повышения возраста супруги. В Церкви нет канонов, которые запрещали бы большую разницу в возрасте, но у Церкви есть опыт. И опыт говорит, что редко что-то хорошее получается из таких браков, потому что это совершенно разные поколения. Когда тебе будет тридцать пять, ему уже будет шестьдесят пять… А дети? Дети, выросшие без отца в то время, когда им больше всего нужна мужская помощь (когда должен в институт поступать, допустим)? И вообще не по расчету ли этот брак? Просто сожительство, на самом деле зафиксированное в органах законодательной власти… По сути, ты зафиксировала свой законный брак, в котором не хочешь ничего, кроме денег. Надо ли тебе это?

– Надо разбираться.

– Да.

– Вопрос: «Тело – храм для души; после смерти его хоронят. Почему не хоронят мощи святых?»

– Хоронят.

– Только потом обретают.

– Да. Ведь канонизация святых не делает грешного человека святым. Канонизация – это узнавание. И когда происходят, допустим, чудеса на могиле того или иного праведника, которого и праведником при жизни  не считали… Сколько таких случаев! Так было с Анной Кашинской, допустим,  или с Матроной Московской, блаженной Ксенией. То есть происходит узнавание людьми святости, происходят чудеса. А дальше Комиссия по канонизации, видя народное почитание, смотрит: была ли жизнь этого человека нравственна? Потому что бывают чудеса, а бывают лжечудеса. Это тоже  опасный момент…

Но не будем сейчас об этом. Важно: комиссия рассматривает нравственную чистоту подвижника и его догматическую чистоту. Ведь важно еще, как ты веришь. Человек мог быть в расколе,  мог нести о Боге совершенную ахинею, не в Христа даже верил. Даже наличие чудес можно не брать к рассмотрению. Мы знаем, допустим, таких, как Серафим (Тяпочкин), Пелагия Дивеевская, Григорий Распутин, Иван Грозный... Иконы пишут, почитают этих людей, хотя они недостойны канонизации. Они не могут являть собой пример святости.

– Отец Владислав, я Вас благодарю и прошу в завершение нашей программы обратиться к нашим телезрителям.

– Дорогие друзья, храните веру православную, держитесь Матери Церкви. Благодать Господа нашего Иисуса Христа,  любовь Бога  Отца,  причастие Святого Духа да пребудет со всеми вами!

Ведущий Сергей Платонов

Записали Инна Корепанова и Елена Чурина

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать